Недавно мы поинтересовались мнением киевлян и гостей столицы, с кем или с чем они ассоциируют имя Надежды Савченко.
Если их ответы унифицировать и систематизировать, то получим следующую картину: Надежда Савченко для украинцев — это прежде всего:
— скандал
— протест
— жертва
— локомотив возможных изменений
— повод игнорировать уже порядком надоевших персон в старой политической колоде в качестве кандидатов на выборах.
Последний пункт не оказался первым по списку по одной лишь причине: респондентам не задавали наводящих вопросов. Однако есть устойчивое подозрение, что большинство опрашиваемых, сформулируй мы вопрос по-иному (к примеру: «Приевшиеся лица в украинской политике или новые — что вы выберите?»), отдали бы предпочтение Савченко. Но это скорее от безысходности.
Отсюда моё желание поделиться с читателями своими мыслями по поводу Надежды Савченко и роли её образа в украинских политических раскладах. Уточняю еще раз: не личности Надежды, а именно образа.
Образа, с которым связаны скандал, протест, жертвенность и усталость украинцев от бессодержательности большинства так называемых лидеров политических рейтингов и общественного мнения.
Я сознательно избегаю определения «политик Надежда Савченко», заменив его более подходящей формулировкой — «образ политика», во многом близкий значительному числу граждан Украины.
Какими мотивами при этом руководствуется сама Надежда, если честно, не важно. Важно то, что она при всяком удобном и часто неудобном случае это своё мнение, намерение и жертвенность демонстрирует в высказываниях, повторяя как мантру.
Кому это на руку, и против кого, собственно, направлен образ Надиного персонажа?
Несомненно, мишенью является не просто какой-то из политиков, наделенных властью, — Порошенко или кто-нибудь еще из действующей украинской власти.
Вполне вероятно, что мишень Нади Савченко — это вся постмайданная Украина (политика, экономика, социальная сфера), представленная в первую очередь политиками и общественниками-активистами, пришедшими на волне событий переворота 2013-2014 годов, а также значительным числом журналистов, которые в немалой степени причастны ко многим преступлениям, в чем, собственно, Надежда Савченко обличает действующую власть.
Не секрет, что украинский кризис — это один из результатов и одновременно элементов глобальных изменений в мире. По мнению многих экспертов, ко всему прочему, Украина еще и инструмент ведения «диалога» между США и РФ (будучи объектом большой политики в последние годы, что очевидно).
Украинский кризис — это часть мировых преобразований, поэтому события на украинских территориях следует рассматривать исключительно в канве глобального международного процесса.
На мой взгляд, Надя Савченко — это проект коллективного творчества западных и российских спецслужб, ориентированных на процесс реорганизации украинского общества и территорий страны в рамках построения Нового миропорядка.
Естественно, украинскими территориями и сознанием это не ограничивается. Косвенно эпизод с Савченко должен оказывать определенное влияние и на западную аудиторию. Ведь Надежда — непосредственный участник событий 2013-2014 годов: Майдана и начала АТО на Донбассе и процесса голосования в Раде, т. е. самых таинственных и неординарных событий, суть которых сегодня для многих наблюдателей и экспертов уже не так однозначна, как 3-4 года назад.
А если к эпизоду с Надей добавить эпизоды с судебными заседаниями по делу «о зраде Януковича» и регулярными коррупционными скандалами во власти (в т. ч. офшоры, отдых на Мальдивах, «плёнки Онищенко» и пр.), то вырисовывается совсем уж интересная картинка. Маслом.
Картину эту можно трактовать по-разному, но одно тут неоспоримо: задача Надежды Савченко — путем привлечения внимания к себе обратить взоры интересующихся, поддерживающих и сопереживающих к тому, чем обернулись для Украины и украинского народа Майдан (а для кого и вооруженный переворот) и последующие «реформы», проводимые пришедшими к власти, а именно:
— потеря Украиной своих территорий
— гражданское вооруженное противостояние на Донбассе (АТО)
— уничтожение промышленного потенциала
— стремительное сокращение населения
— реальная перспектива распада страны
— резкое увеличение случаев применения боевого оружия в бытовых конфликтах.
Рискну предположить, что сейчас мы наблюдаем формирование (по факту лепку) образа национального лидера и героя на базе личности неординарной, одиозной и скандальной, которой является Надежда Савченко, — образа человека нелегкой судьбы, который противопоставил себя существующей украинской политической системе, оценив её изнутри.
Причем не только её верхушке в лице Порошенко, Тимошенко, Парубия, Луценко, Пашинского, Турчинова и прочих, но и рядовым участникам (в зале Шевченковского суда при общении с журналистами Надя всё высказала).
Происходит логичный процесс для общества, у которого отсутствуют реальные лидеры. Ну в самом деле... не Юлия же Владимировна с Петром Алексеевичем и прочие с реальными уровнем доверия украинцев ниже 10% так называемые лидеры президентских рейтингов.
Разве это не должно импонировать народу, разочарованному во всём? По крайней мере, наши опросы это подтверждают.
А ведь разочарование украинцев уже достигло критической отметки. Нет, эта критическая отметка пока не является точкой выброса недовольства через массовые протесты. Пока нет.
Разочарование это скорее вызывает апатию у населения к действиям власти. Возможно, задача Савченко всколыхнуть украинцев, пробудив в них желание борьбы, но не за вознаграждение, как уже привыкла основная масса активистов, а за свои права и свободы, за будущее своей страны.
Интересно, что приготовлено в сценарии для Надежды и народа многомиллионной страны, чтобы всколыхнуть толпу на протестные действия, учитывая, что она (Савченко) готова не только на скандальные выходки, но и на самопожертвование.
Да, умереть данный персонаж большой политической игры готов вполне осознанно, о чем Надя повторяет регулярно, часто даже не в тему.
Немаловажный элемент образа Нади — это её сестра Вера. Полагаю, вскоре мы услышим выражение “Надежда и Вера спасут Украину”.
Заявления, которые делает Вера Савченко, пока Надежда голодает в СИЗО и проходит унизительные для народного депутата экспертизы, наводят на мысль, что мы имеем дело с брендом «Сёстры Савченко» — Надежда и Вера Украины.
Наблюдаем дальше.