Сможет ли Украина заставить «Газпром» не менять нашу трубу на «Северный поток»: прогнозы экспертов

О том, что проект «Северный поток-2» может нанести по украинской экономике сокрушительный удар, у нас знают все. Мы об этом знаем, периодически пытаемся что-то с кем-то обсуждать, но, по сути, ситуация не меняется.

Начнем с того, что проект предусматривает строительство двух ниток морского газопровода совокупной мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря.

Еще в начале сентября 2015 года «Газпром», Shell, OMV, E.On подписали соглашение акционеров совместной проектной компании, которая будет заниматься строительством газопровода «Северный поток-2». В октябре президент России Владимир Путин лично дал старт строительству газопровода «Ухта — Торжок-2», который обеспечит поставку газа по газопроводу «Северный поток-2» из России в Европейский Союз в обход Украины.

В январе 2016 года Европарламент принял резолюцию, в которой призвал страны — члены Евросоюза не допустить строительство газопровода, а также полностью использовать транзитный потенциал Украины, через территорию которой ежегодно в Европу поставляется около 40% от общего объема российского газа.

Кстати, в годы своего премьерства Яценюк заявлял о том, что строительство газопровода лишит Украину, Словакию и Польшу миллиардов долларов прибыли от транзита российского газа в ЕС.

Тем не менее в марте 2017 года глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил о намерении поддержать проект строительства газопровода «Северный поток-2».

Но самое интересное, что в марте 2018 года посол США в Украине Мари Йованович официально заявила о том, что газопровод «Северный поток-2» лишит Украину $2,7 млрд. транзитных доходов в год, что эквивалентно 3% ВВП страны.

Что же на самом деле ждет Украину в случае введения в эксплуатацию «Северного потока-2»? Можно ли этого избежать и, наконец, есть ли у Украины хоть какой-то шанс заставить Россию не отказываться от нашей трубы? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.

Сергей Быков, политический эксперт: 

На самом деле это не мы должны заставлять Российскую Федерацию транспортировать газ через украинскую газотранспортную систему. Дело в том, что это прописано в 274, 337 и 338 статьях Соглашения об Ассоциации Украины с Европейским Союзом. Поэтому это прямое обязательство Европейского Союза. Именно ЕС обязан согласовывать с Украиной политику относительно транспортировки газа и энергетической безопасности. Мы должны давить на Европейский Союз и требовать, чтобы они выполняли собственные обязательства.

Кроме того, нам необходимо заполнить украинскую газотранспортную систему газом нероссийского происхождения. Это возможно сделать двумя путями: за счет строительства терминалов и за счет достройки украинской газотранспортной системы к тем странам, которые готовы и хотят транспортировать газ собственной добычи в Украину и страны ЕС.

Анатолий Луценко, политолог, директор GMT Group:

Украина не сможет заставить Россию не отказываться от нашей трубы в пользу "Северного потока". В последнее время это все более понятно, несмотря на заявления нашей власти о том, что мы не дадим построить этот газопровод и т. д.

Все прекрасно понимают, что на самом деле этот вопрос был решен уже давно. Соответственно ни о каких уступках не может быть и речи, так как это очень выгодный бизнес.

Что касается ЕС и надежд на то, что он будет защищать интересы Украины, то здесь я бы тоже не строил иллюзий. Например, у той же Германии всегда на первом месте стоял прагматичный экономический интерес. Именно поэтому, несмотря на отношения со Штатами, Германия никогда не принимала никаких решений в ущерб собственному бизнесу и государственной политике. Поэтому не стоит тешить себя иллюзиями.

Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»:

Полного отказа от нашей трубы не будет. Причем его не будет как по политическим, технологическим, так и по экономическим причинам. 

Здесь есть другая проблема, и она не в Москве, а скорее на нашей стороне: нам будет необходима технологическая реконструкция трубы. Дело в том, что труба технически изношена, и одна из причин того, почему Германия согласилась на "Северный поток-2", заключается в том, что они весьма скептически оценивают состояние нашей трубы. Они считают, что к 2020-2022 годам ее состояние войдет в критичную фазу. Именно поэтому  необходимы срочная модернизация и техническая реконструкция нашей трубы.

Однако те же немцы, да и Евросоюз в целом, в качестве обязательного условия запуска "Северного потока-2" будут настаивать на сохранении определенного минимума прокачки российского газа через эту трубу. Это будет обязательным условием, и нужно отметить, что это отвечает европейским принципам верификации. Кроме того, это позволит экономически застраховаться от всевозможных неожиданностей поведения России. Также это даст возможность застраховаться от технических проблем, которые могут возникнуть с этой трубой. 

Вопрос лишь в том, каким будет этот минимум прокачки. То, что сказал Миллер, — 2012 миллиардов кубов — это абсолютно не отвечает нашим интересам. Кроме того, это экономически нецелесообразно и не покроет затраты на обслуживание трубы. А ведь еще будут затраты на реконструкцию и т. д. 

Поэтому я рискну предположить, что разговор будет идти о порядке 50 млрд кубов. Но, так или иначе, обращу ваше внимание на то, что "Северный поток-1" работает. Он взял на себя часть объемов прокачки российского газа в Европу в прошлом, тем не менее в прошлом году прокачка через  ГТС увеличилась. Причем увеличилась очень существенно. Одна из главных причин такого увеличения в том, что очень часто "Северный поток-1" нужно подменять, так как эта труба тоже нуждается в технических перерывах, профилактических работах и т. д. Поэтому потребность в запасной трубе, безусловно, существует.

Евгений Филиндаш, политолог, директор Украинского центра социальной аналитики:

Я думаю, у нас нет шансов заставить Россию не отказываться от нашей трубы. Не стоит забывать, что в "Северном потоке" заинтересована не только Россия, но также Германия и многие другие страны. Не только в России, но и в том же Евросоюзе прекрасно видят ситуацию в Украине и прекрасно понимают, что та нестабильность, тот правовой хаос и отсутствие нормального государственного управления могут крайне негативно отразиться на состоянии газопровода и на поставке газа на Запад в целом. Поэтому и в России, и на Западе хотят обезопаситься от этих непредсказуемых обстоятельств, имеющих место в Украине.

***

Сможет ли Украина заставить Россию не отказываться от нашей трубы,  покажет время. Вопрос не в том, насколько незаменимым будет "Северный поток-2", вопрос в том, как этот газопровод ударит по рядовым украинцам.