Фильм «Дорогой диктатор»: очередное вскрытие американской глупости

Зачастую голливудская продукция говорит нам о «тупости американцев» намного красноречивее и нагляднее, чем шутки покойного Михаила Задорнова. Ценность подобных фильмов заключается как раз в том, что киношники США сами выворачивают собственное нутро наизнанку, показывая всем глупость, навязывая зрителям (в первую очередь американцам) как норму поведения, несмотря на её безобразную дикость для любого здравомыслящего человека.

Фильм «Дорогой диктатор» — как раз из таких наглядных примеров. Я не буду глубоко анализировать это кино, потому что, по большому счёту, это всего лишь очередной кино-шлак. Таких картин Голливуд выдаёт за год десятки. Многие сюжетные ходы тут избиты, поведение героев предсказуемо, а сюжетные дыры разъедают мозг зрителя едва ли не ежеминутно.

Вообще, если рассматривать коммерческую стратегию подобных фильмов, то понятно, что сюжет и плоские шутки тут — второстепенны. Главную роль в фильме играет легендарный британец Майкл Кейн, а это для американцев, почитающих своих кино-идолов, уже достаточный повод, чтобы отнести деньги в кинотеатры. У нас, к счастью, фильм слили на днях в сеть в первую неделю проката. Платить за такое кино не нужно, да и смотреть его, в принципе, тоже не стоит — только пожалеете о потраченном времени.

«Дорогой диктатор» вышел в мировой прокат ещё прошлым летом — в разгар отпусков, и является, безусловно, семейной картиной, несмотря на условное возрастное ограничение «16+». В фильме, например, школьники не только пьют и трахаются, но и употребляют наркотики. «Им же уже восемнадцать лет!» — назидательно сообщают своим зрителям создатели картины. Так почему бы американцам не смотреть подобное кино в семейном кругу?

И зрители вынуждены соглашаться с любой мерзостью, потому что в фильме играют на контрасте. Если кому-то не нравится имеющаяся свобода, они могут окунуться в кровавый бунт революции.

Образ диктатора Антона Винсента в фильме явственно намекает на покойного Фиделя Кастро — та же борода, та же фуражка. Только киношного героя свергнул собственный народ одной из стран Карибского бассейна, и он бежит в США к своей знакомой по переписке Татьяне. Девочка-бунтарка пишет ему письмо в рамках классного задания, чем порождает настоящую паранойю у учителя, руководства школы и матери.

Чем плох диктатор? Он плох тем, объясняют нам создатели фильма устами своих героев, что «27 стран мира объединились против него», он якобы пытает людей (хотя США делают то же самое), а в конце картины Татьяна и вовсе узнает всю страшную правду о нём из «Википедии» (!), после чего буквально прозревает.

Идиотизм? Наверное, создатели фильма могли бы выкрутить из него острую сатиру и показать паранойю (чего стоит только сцена, когда за матерью главной героини следует полицейская машина с выключенной сиреной, отчего у неё случается паническая атака) как кривое зеркало современной Америки.

Но такая задача в «Дорогом диктаторе» не стоит. Паранойя тут — это неравнодушие и бдительность, это воспетое гражданское общество, которое побеждает врага, пока полиция и спецслужбы хлопают ушами и не видят в «добром дедушке» кровавого тирана.

Диктатор в этом фильме — старый маразматик и романтик, доведший свою страну до экономического краха. Все его рассуждения поверхностны и сводятся к тому, что революция — это не метод, а стиль жизни. Просто какой-то троцкизм.

Сама революция в этом кино подаётся как некий нереализованный детский комплекс, набор эстетических категорий, просто дурь, прихоть одного человека. Самого диктатора весь фильм постоянно сравнивают с подружкой-школьницей, показывая, что между его стилем политики и малолетним бунтарством — весьма тонкая грань. Так должны воспринимать матрицу мира рядовые американцы.

Главное же то, что Антон Винсент — коммунист. Это его главный грех, в этом его главная угроза.

В начале картины прямым текстом говорится о том, что после очередного подавления мятежа США ввели против страны диктатора санкции, после которых там начался голод, а из-за дефицита медикаментов стали умирать люди. Но обо всём этом повествуется отстранённо, тоже как о норме. С какой-то ветхозаветной яростью, когда все погибшие и страдающие — это вынужденные жертвоприношения во имя будущего торжества «демократии и свободы».

В украинском прокате фильм вышел под названием «Мой друг диктатор», что, на мой взгляд, куда больше соответствует происходящему. Ведь именно девочка-друг сдаёт в конце героя властям. Как перед этим девочку сдаёт её мать. Всё очень по-американски.