Чем обернется для Украины новое президентство Путина: прогнозы экспертов

18 марта этого года в России прошли выборы президента. О том, что, по сути, эти выборы — своего рода шоу, все знали с самого начала. Как ни крути, но что такое выборы с единственным реальным кандидатом, мы все прекрасно помним еще со времен СССР.

Но, как бы там ни было, факт остается фактом: шоу состоялось, а то, что результат был предсказуем, это уже детали. Кстати, многие эти выборы сразу окрестили «выборами Путина».

После подсчета всех голосов выяснилось, что за Путина проголосовали 76,6 % избирателей (почти 56 миллионов голосов).

Второе место занял выдвиженец КПРФ Павел Грудинин (11,8 % и 8,57 миллиона голосов). На третьем месте лидер ЛДПР Владимир Жириновский (5,67 % и свыше 4,1 миллиона голосов). Четвертое место заняла телеведущая Ксения Собчак, которая получила 1,67 % (более 1,2 миллиона голосов). Дальше цифры идут и вовсе печальные: кандидат от партии «Яблоко» Григорий Явлинский смог преодолеть рубеж в 1 % и получил 1,04 % (свыше 750 тысяч голосов). Следом идет выдвиженец Партии роста Борис Титов с 0,76 % (549 тысяч голосов). Руководитель партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин получил 0,68 % (495 тысяч голосов). Кандидат от партии «Народный союз» Сергей Бабурин — 0,65 % (474 тысячи голосов).

Одним словом, массовка вроде как бы и есть, а вот реальный кандидат таки был один. И не потому, что он лучший из лучших, а потому, что так нужно.
А вот теперь самое интересное: Путин не просто в который раз выиграл выборы, как оказалось, ныне он получил рекордную поддержку за всю историю постсоветской России.

Правда, наблюдатели тут же заговорили о нарушениях, но кто станет обращать внимание на такие мелочи?

Так чем же обернется для мира и Украины очередное президентство Путина? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать последствия политических событий на несколько ходов вперед.

Руслан Бортник, политический аналитик, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:

Дело в том, что переизбрание Путина было достаточно безальтернативным. Не забывайте, что его ближайший конкурент — это коммунист, который проиграл Путину в пять раз. И мы все понимаем, что коммунист вряд ли может быть альтернативой как для Украины, так и для Запада.

По сути, переизбрание Путина — это усиление стабильности российской власти. Запад все равно будет планировать свой диалог с Путиным. Каких либо надежд на смену политического курса нет. 

Кроме того, Путин в силу возраста приближается к своей крайней политической черте. А после чемпионата мира по футболу, который закончится в середине июля, риски более жесткой российской политики будут только возрастать. Санкции никто отменять не будет. Но эскалация между Россией и США, Россией и Британией будет нарастать и, соответственно, ценность политического диалога, который сдерживал Россию от реальных агрессивных действий в отношении Украины, будет падать.

Руки у Путина будут все более и более развязаны. Приближение к завершению политической карьеры будет подталкивать Путина к тому, чтобы еще больше войти в историю, причем не только в вопросе мира, но и в вопросе Украины.

Еще один момент: переизбрание Путина имеет один очень практичный результат. Это переизбрание означает серьезную смену внутри команды власти. Уже сейчас говорят, что свои должности потеряет целый ряд очень важных с точки зрения украинского вопроса фигур, начиная от премьера и заканчивая министром обороны. Я говорю о главных переговорщиках по Украине. Переформатирование этой команды и определит формы диалога в отношении Украины. Конечно, изменения будут кардинальными. 

В любом случае российская политика в отношении Украины будет динамично меняться, особенно начиная со второй половины этого года.

Сергей Быков, политический эксперт:

Теперь можно с высокой долей вероятности прогнозировать усиление внимания со стороны Российской Федерации к событиям на Ближнем Востоке.  Кроме того, есть высокая вероятность того, что следующий президент России, который придет к власти уже после Путина, будет в совершенстве владеть не немецким языком, а арабским.

Андрей Золотарев, политолог:

Новый президентский срок Путина обернется для нас ужесточением политики по отношению к Украине. Дело в том, что сейчас к Украине относятся как к разрезанному ломтю, и если до сих пор еще существовали какие-то каналы коммуникации, то Кремль не сильно расстроится, если эти каналы исчезнут. Мы же видим отказ от экономического сотрудничества. В Кремле к этому были готовы, и, по сути, они относятся к этому как к данности. Скорее всего, мы увидим стратегию замещения и нивелирования транзитного потенциала Украины. Это все будет продолжаться, и, возможно, в более жесткой форме.

,

Анатолий Луценко, политолог, директор GMT Group:

В принципе, каких-то серьезных изменений для Украины ждать не приходится. Я думаю, что, возможно, будет уменьшен градус эскалации войны. Мой геополитический анализ дает основания на это рассчитывать, хотя многие мои коллеги думают иначе. По крайней мере, каких-то резких перемен, я думаю, ожидать точно не стоит.

Вадим Карасев, политолог, директор Института глобальных стратегий:

Проблема ведь не в очередном сроке Путина и не в его очевидной победе, "высокой" явке и "высоком" результате. Проблема в мотивах голосования за Путина, а главное — в мотивах, которые двигали российского избирателя идти на выборы и голосовать за Путина. "Высокий" результат, более 50 миллионов проголосовали за Путина, то есть большинство избирателей от общего числа, имеющих право выбирать.


Это было голосование не по внутренним проблемам, не по экономике, не по социальным проблемам и нуждам людей. Это было геополитическое голосование. По сути, это было голосование оборонительного геополитического типа в связи с холодной войной, которую якобы развязал Запад против России. Это было голосование не за Путина, а за Россию, которая находится в кольце врагов и которую якобы пытаются уничтожить, отобрать у нее суверенитет, отправить в конец 80-х - начало 90-х годов, когда происходили распад СССР и формирование на развалинах нынешней России подобия Российской империи.

Это значит, что российский избиратель, по сути, готов к длительной холодной и любой другой войне. Слава богу, не к горячей. Избиратель готов к войне с Западом, к гонке вооружений, к модернизации экономики на основе модернизации военно-промышленного комплекса, к применению новых военных технологий, к применению технологий гибридной войны. Кроме того, российский избиратель, по сути, готов к борьбе за сферы влияния, которые якобы должны помочь защитить Россию в случае дальнейшего намерения Запада уничтожить ее.


Обратите внимание на одну из фраз в интервью Путина: "А зачем нам такой мир, если там не будет России?". Это ключевая фраза. Поэтому, раз российский избиратель проголосовал по геополитическим резонам, если для него это голосование не столько за Путина, сколько за Россию в кольце врагов и за Россию как объект возжелания Запада, за Россию, которая должна быть мировым субъектом, под риск новой гибридной холодной войны автоматически попадаем и мы. 

Все, кто думали, что с реализацией Минских соглашений, с возвращением Донбасса пленка может быть отмотана назад и можно будет как-то вернуться к 2013-2014 годам, то есть в то золотое, хотя и коррумпированное прошлое, должны понять, что ничего не получится. Придется обустраиваться, адаптироваться и настраиваться на новую геополитическую реальность. Российский избиратель, голосуя за Путина, эту геополитическую реальность принял как данность.

***

Почему россияне в который раз проголосовали за Путина, вопрос риторический. Что такое выборы без права выбора, мы прекрасно знаем по собственному опыту. Вопрос не в том, могли ли рядовые россияне что-то изменить, вопрос в том, как теперь изменится жизнь рядовых украинцев?