В этом месяце и без того непростые отношения России с Европой окончательно зашли в тупик. Все началось с того, что 4 марта в британском Солсбери с признаками отравления неизвестным веществом были найдены бывший российский шпион Сергей Скрипаль с дочерью.
В тот же день МИД Великобритании заявил о готовности ввести дополнительные санкции, если будет доказана причастность России к совершению этого преступления.
Буквально за несколько дней ситуация накалилась настолько, что уже 12 марта премьер-министр Великобритании Тереза Мэй во время выступления в Палате общин британского парламента заявила: если Россия не даст «удовлетворительного ответа» по делу бывшего разведчика Сергея Скрипаля и его дочери, Великобритания приравняет отравление к акту применения силы против страны. Мэй также добавила, что правительство Соединенного Королевства будет рассматривать «весь спектр» возможных ответных действий, включая новые экономические санкции.
Прошло еще два дня, и 14 марта Мэй объявила о высылке 23 российских дипломатов. Более того, она официально обвинила Москву в попытке убийства Скрипаля и его дочери и заявила о созыве внеочередного заседания Совета Безопасности ООН.
14 марта стало известно, что британская полиция разыскивает мужчину и женщину, которые были замечены рядом со Скрипалем и его дочерью незадолго до покушения на них.
15 марта появилась информация о том, что в МИД России отреагировали на выступление премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в связи с истечением ультиматума российской стороне по делу об отравлении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля.
Реакция последовала молниеносно, и Россия объявила персонами нон грата 23 дипломатических сотрудника посольства Великобритании в Москве.
Более того, РФ отозвала свое согласие на открытие и функционирование Генерального консульства Великобритании в Санкт-Петербурге, а также прекратила деятельность Британского совета в РФ в связи с «неурегулированностью» его статуса.
Чем же закончится российско-британский конфликт и как далеко это все может зайти? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.
Понятное дело, что все это не может закончиться войной и вряд ли до этого дойдет, но то, что это холодная война и она уже началась, — это факт. Основная плоскость, в которой будут сосредоточены усилия Британии, — это, безусловно, политическая плоскость. У них принят закон о конфискации сомнительного имущества, и он уже начал действовать. Более того, уже есть первые конфискации. Сейчас, я думаю, значительным образом этот закон коснется имущества русских разных типов, проживающих у них. Причем как олигархов, так и крупных российских чиновников. Имущества такого там очень много, Британия всегда была привлекательна для инвестиций. Кроме всего прочего, Британия интересна еще и своим налоговым законодательством. Традиционно по закону деньги, заработанные человеком, который проживает в Великобритании, но зарабатывает за границей, были освобождены от налогообложения либо же налог был чисто символический. Иными словами, русским было очень удобно много воровать у самих себя деньги и отмывать их в Британии.
А вот сейчас по новому закону если есть некое сомнительное имущество, принадлежащее персоне, влиятельной в политике, то эта персона должна предоставить документы, подтверждающие природу появления этого имущества. То есть докажи, откуда у тебя это имущество, где и как ты на него заработал. Если нет таких документов, имущество конфисковывается.
Так сегодня работает весь мир. Этот закон у них уже принят. Он уже должен был начать работать, но его пока еще не запустили в полную силу. Сейчас это будет работать вовсю.
Кроме того, они обещали принять закон, аналогичный «Акту Магнитского», где людей, причастных к нарушениям прав человека, будут всячески ограничивать во въезде, бойкотировать. Думаю, многие российские чиновники столкнуться с тем, что им не дадут визы, визы на жительство и т. д. Тем не менее во всей этой истории большой перспективы нет. Россия продолжает оставаться крупным ядерным государством, соответственно, полностью побить горшки невозможно, с ней все равно придется считаться. Правда, «щемить» будут сильно.
Вся эта история уже получила четкие очертания холодной войны. Если до того Британия просто высказывала некую озабоченность в случае обострения отношений с Россией, то сейчас эти действия больше напоминают холодную войну. Однако не стоит забывать, что копия всегда хуже оригинала. И если Мэй не достигнет желаемого результата, то у нее будут очень серьезные проблемы.
В принципе, история с отравлением Скрипаля достаточно странная. В этой истории непонятен мотив. Какой был смысл в этом отравлении? Зачем его нужно было травить? Хотя, конечно, есть практика, подтверждающая, что именно так российские спецслужбы разбираются со своими перебежчиками, и это ни для кого не секрет.
Безусловно, это могло быть, но мотив ставит ситуацию под вопрос. То, что Россия ответит Британии симметрично, не вызывает никаких сомнений. Если говорить о возможных последствиях, то не стоит рассчитывать, что в этой ситуации что-то выиграет Украина, как правило, поле битвы достается мародерам.
То, что мы сейчас наблюдаем в отношениях России и Британии, — это очень серьезный кризис. Это, пожалуй, самый серьезный кризис за последние годы. Самое страшное, что это только начало, будет еще и продолжение.
При всех существенных и заметных различиях по факту Запад и Россия сейчас находятся в состоянии новой холодной войны. И не стоит ожидать, что этот кризис будет быстро преодолен. Я думаю, что следующая волна коснётся персональных санкций, ограничений для российского бизнеса, более жестких проверок российского бизнеса со стороны Британии. Также будут серьезные ограничения для тех, кого подозревают в связях со спецслужбами, и т. д. Если говорить о наших делах, то, на мой взгляд, это усложнит поиски компромисса по Донбассу и по миротворческой миссии ООН на Донбассе.
Я думаю, что это можно расценивать как очередной этап новой холодной войны между Западом и Россией. Это этап, который, безусловно, еще больше обостряет эту войну и это противостояние. Хотя, по большому счету, я думаю, что именно эта ситуация — скорее повод для обострения противостояния, а не конкретный шаг, который может за собой повлечь что-то другое. Это просто один из эпизодов, так сказать, один из поводов и не более того.
***
Чем на самом деле закончится накал страстей между Россией и Британией, покажет время. Вопрос не в том, чьи аргументы окажутся убедительнее, а запугивания — страшнее, вопрос в том, как эта история ударит про простым гражданам.