Знающие коллеги предполагают, будто дело одесского мэра Труханова может спровоцировать кризис существующей в Украине политико-коррупционной системы. Дескать, если он заговорит, то многим мало не покажется, и тогда!.. Впрочем, думаю, что не стоит недооценивать живучесть системы, которая устояла даже в условиях революции и войны. Что уж говорить об испытании нашим родным судом, который и сам плоть от плоти этой системы. Хотя как знать: может, система окажется уязвимой в самом неожиданном месте. Вопрос пока остается открытым.
В любом случае дело Труханова действительно представляет немалый интерес. Взять хотя бы появление некоего активиста, который, протестуя против какого-то решения (в данном контексте, неважно какого), порубил топором автомобили в судебном дворе. Вот это ход! Вот это типаж! Ну просто реинкарнация довженковского персонажа батьки Боженко с его сакраментальным: «А иначе чем же вас, подлецов, проймешь?!».
Думаю, такие вот «народные мстители» будут востребованы на грядущих парламентских выборах. Разочарование среднестатистического украинского гражданина сложившимся положением дел столь велико, его так все достало, что он готов поддержать антисистемный протест и тех, кто вот так бурно выражает свое негодование. «Робингудокармелюки» придут на смену «комбатам» и примкнувшему к ним казаку Гаврилюку.
Как в свое время «комбаты», «народные мстители» могут стать украшением избирательного списка. И, как те же «комбаты», окажутся на второстепенных (а то и на шестых) ролях. Станет ли лучше Верховная Рада благодаря «народным мстителям» — большой вопрос. Честно говоря, сильно в этом сомневаюсь. Но зато у парламентского хулигана Володи Парасюка могут появиться серьезные конкуренты.
В поисках тех, кто смог бы вывести страну из глубокой ж*пы, украинский избиратель уже перепробовал крепких хозяйственников, реформаторов, люстраторов — и неизменно оставался разочарован. В ситуации, когда украинцы не видят новых лидеров и не доверяют старым, у «народных мстителей» есть шанс пройти всенародный кастинг и прорваться на политическую сцену. В феврале прошлого года уже писал о предчувствии Черной рады. Увы, за прошедший год предчувствие только окрепло.
Выборы — и президентские, и парламентские — уже не за горой, и стоит всерьез задуматься над тем, как не выбрать себе очередное разочарование.
Многие ждут, что политикум как-нибудь сам собою эволюционирует в лучшую сторону: мол, «эти уже наворовались» и сделают что-то для людей.
Надо сказать, что у подобного рода ожиданий долгая история. 98 лет назад — в январе 1920 года — один известный украинский деятель (Евгений Чикаленко) писал другому (Вячеславу Липинскому):
«Лишь тогда будет построена украинская государственность, когда повырастают дети наших социалистов, которые, будучи министрами, наворовали миллионы, и таким образом создадут свою буржуазию, которой у нас до сих пор почти не было».
И вот имеем уже несколько поколений нехило проворовавшихся министров и их взрослых детей, наконец, имеем вполне состоятельную буржуазию.
Однако же ожидания почти столетней давности не оправдались — на становление государственности эта публика оказывает самое тлетворное влияние. Созданная ими политико-коррупционная модель власти для Украины не менее опасна, чем российская агрессия.
Итак, имеем две крайности: наивные ожидания, будто порочная система сама себя оптимизирует; или вульгарный популизм, ведущий к маргинализации политики. Вместо этого сейчас важно найти тех, кто предложит оптимальное решение проблем на внутреннем фронте, а не сублимирует недовольство системой в удар топором по капоту судейского авто.
А начальству стоит учесть, что «топорные методы» в общении с ним будут встречены с одобрением и могут приобрести популярность. «А иначе чем же вас, подлецов, проймешь!».