На прошлой неделе мир потрясла новость о падении фондовых рынков США. В одно мгновение 500 богатейших людей мира обеднели на 114 миллиардов долларов. Основные фондовые индексы США рухнули на 3,8-4,6%.
Больше других пострадал глава инвестиционной компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффет — он потерял 5,1 миллиарда долларов.
Второе место по объему падения состояния занял основатель Facebook Inc Марк Цукерберг. Оно сократилось на 3,6 миллиарда долларов.
У основателя компании Amazon Джеффа Безоса — третье место по размеру понесенных за день потерь (3,3 млрд долларов).
Сооснователи Google Ларри Пейдж и Сергей Брин потеряли за день по 2,3 миллиарда долларов. А основатель компании Microsoft Билл Гейтс обеднел в понедельник на 2,25 миллиарда долларов.
Первая пятерка миллиардеров не изменилась: на первой строчке размещается Безос с состоянием 116 млрд долларов, на второй — Гейтс (91,6 млрд), третье место в списке занимает Баффет с 85 млрд долларов. На четвертой строчке оказался Цукерберг (74,7 млрд), а замыкает пятерку богатейших людей владелец бренда Zara Амансио Ортега (74 млрд).
Промышленный индекс Dow Jones в ходе торгов 5 февраля опустился на 1200 пунктов. Это стало рекордным однодневным падением за всю историю США. К концу торговой сессии величина индекса составила 24 345,75 пункта.
По данным Нью-Йоркской фондовой биржи, в процентном отношении индекс снизился на 4,6%. Такого не наблюдалось с августа 2011 года.
Индекс S&P 500 потерял за день 113 пунктов (4%), закончив торговую сессию на уровне 2648,94 пункта. Это антирекорд за последние шесть лет.
Падение индексов совпало с выступлением президента США Дональда Трампа на заводе Sheffer Corp. в штате Огайо. Трамп рассказывал об успехах американской экономики и о том, что его налоговая реформа привела к экономическому росту.
Чем обернется для Украины падение фондовых рынков США и к каким последствиям нам готовиться? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые не верят в совпадения и умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.
По Украине фондовые рынки не бьют никогда хотя бы потому, что у нас самих не развит фондовый рынок. В России есть фондовый рынок, и у них, например, такой кризис однажды даже спровоцировал дефолт. У нас же фондовый рынок не развит, а если точнее, то он фактически в зародышевом состоянии. Соответственно, влияние фондового рынка на экономику Украины у нас минимальное.
Чем закончится эта история, сейчас сказать крайне сложно. Но не забывайте, что у нас все-таки был определенный рост. Теперь мы видим два скачка назад. Я не думаю, что последствия падения фондовых рынков будут иметь какие-то глобальные масштабы. Раньше, когда были глобальные потрясения, моментально обваливались рынки по всему миру, сейчас этого нет. Я думаю, что эта ситуация выровняется.
В первую очередь нужно понимать, что сейчас валятся цены на сырье, и тут нужно учесть уровень формирования в Украине сырьевой экономики. У нас просто критическая зависимость от цен на сырье. Прежде всего пострадают те, кто зависим от экспорта сырья. Это ударит по Украине, поскольку те несколько пунктов, которые потерял доллар, могут отразиться на мировой экономике. Это означает, что то, что Украина экспортирует, упадет в цене и, соответственно, упадут экспортные поступления. Пока еще своеобразной палочкой-выручалочкой являются деньги гастарбайтеров.
10 миллиардов — это больше, чем деньги МВФ. В этой ситуации те цифры, которые анонсировало правительство относительно экономического роста, могут быть просто не выполнены. Соответственно уменьшаться налоговые поступления, инвестор придет к тому, что нужно возвращать долги, причем немалые в этом году и еще большие в следующем. Последствия представить сейчас крайне сложно. Нас как минимум ждет рост инфляции, и, скорее всего, это все приведет к запуску печатного станка.
То, что мы сейчас видим, это только первая волна. Все прекрасно понимают, что это только начало тренда и по-настоящему все будет только года через два. Скорее всего, Запад сейчас просто готовится. Я думаю, что была попытка создать новые устойчивые структуры, которые попадали бы в эти финансовые штормы.
Что касается Украины, то, конечно же, на нас это отразится. Для нас дороже будут натуральные доллары, которые дают банки МВФ. Соответственно к нам будут большие требования. Скорее всего, нам придется искать деньги на стороне. Я думаю, что время, когда нам все давали деньги, уже заканчивается.
В принципе, сильного обвала не было, и я не думаю, что это сильно повлияет на Украину. Дело в том, что фондовый рынок на Украине — это менее миллиарда долларов.
По мировой экономике эти колебания тоже сильного удара не нанесут. В случае новых скачков, которые наверняка приведут к падению цен на сталь, на нефть, на зерно и т. д., нам нужно быть готовыми к очень тяжелым ситуациям и очень тяжелым условиям.
Нам необходимо разработать план того, как мы будем действовать, если наша продукция снова подешевеет в случае мирового кризиса. Как показывает практика, кризис может наступить в любой момент.
Пока же этот кризис пройдет незаметно, но только потому, что мы — не развитая страна, у нас не развит фондовый рынок.
***
Ударит обвал фондовых рынков США по Украине или нет, покажет время. Вопрос не в том, получим ли мы очередной транш, упадут ли цены на наше сырье и вспомнит ли наша власть о существовании печатного станка. Вопрос в том, когда мы наконец перестанем ждать ухудшения экономической ситуации и будем с уверенностью смотреть в завтрашний день.