Гройсман начал вскрывать карты

Сегодняшнее популистское выступление премьера Владимира Гройсмана в Верховной Раде – еще одно подтверждение включения главы правительства в избирательную кампанию на пост президента Украины. Что это – фальстарт или наоборот, поул-позишн для последнего перед выборами года? 
 
Президентские амбиции Гройсмана в последнее время проявляются все чаще. Активность правительства постепенно начинает позиционироваться как личные достижения Владимира Борисовича (#урядГройсмана), он чаще появляется на телеканалах, вошел во вкус с темой дорог и составляет конкуренцию Петру Порошенко в непростом деле перерезания ленточек на вновь построенных объектах в регионах. А озвученный план из 35 «реформаторских» законопроектов – это, вполне возможно, и есть предвыборная программа кандидата в президенты Гройсмана и его вероятно новой политической силы в 2019 году. 
 
Однако есть и другая сторона медали: реальные реформы уже заменяет популизм, а иногда и опасные волюнтаристские решения. Из последнего – щедрые дотации селянам, поддержанные правительством (до 30% электората), расширение программы доступных лекарств (пенсионеры, которые исправно ходят на выборы), более 10 млрд. грн. врачам, педагогам, социальным работникам, в частности, очередное повышение зарплат учителям (бюджетники, которых через админресурс можно убедить поддержать нужного кандидата). 
 
Все это – при не слишком-то хороших экономических показателях страны. Доказательство тому – провал с монетизацией субсидий. Мало того, что у Минфина дефицит денег на выплату субсидий в первые месяцы 2018 года, так и нет механизма как осуществить эти выплаты. В итоге команда Гройсмана взяла в заложники как население, так и весь комплекс ЖКХ. И это в разгар зимы...
 
Уже есть случаи отключения домов в регионах от электроэнергии из-за того, что от правительства не поступили деньги на погашение субсидий для льготников. То есть, одной рукой премьер раздает обещания, но в другой – дырка от бублика для выполнения даже уже взятых на себя обязательств, в том числе и перед МВФ. 
 
Кроме того, правительство и Гройсман принимают неоднозначные, и даже вредные решения, которые могут нравиться какой-то части электората, но точно не будут восприняты нашими международными партнерами. Речь, к примеру, о приветствии «Слава Украине» для армии. Конечно, это легче, чем обеспечить нормальное питание и форму без коррупционных схем. 
 
Или прямое давление на независимый (по закону) госорган – Нацкомисиию по регулированию электроэнергетики и коммунальных тарифов в вопросе внедрения RAB-тарифов в cфере электроэнергетики, а точнее требование их снизить. При всей неоднозначности этого вопроса очевидно, что правительство и лично премьер-министр в своем желании создать красивую картинку для избирателей (и продавать свое заявление как усилия по снижению тарифов) – переходит определенную черту.
 
Фраза о том, что он «покажет всем, как управлять страной» запомнилась, но это еще не означает, что нужно ломать какие-то институциональные принципы через колено. Означает ли это, что завтра нам стоит ожидать требований к Нацкомсвязи по понижению тарифов на стационарные телефоны или к Нацкомфинуслуг – по изменению правил на страховом рынке? Опасно, что политическая целесообразность вступает в противоречие с верховенством права. 
 
И последнее. Чем ближе выборы, тем более самостоятельными и не командными становятся политики. А это означает, что из стен правительства перестанут выходить какие-либо реформаторские идеи, особенно учитывая пестрый партийный состав и двойное дно личных интересов каждого из членов Кабмина. Это в свою очередь означает, что некому будет работать с парламентом, а значит, подвисшие в воздухе реформа дерегуляции, реформа энергорынка, налоговая реформа и многие другие так и останутся полупринятыми. Пиариться можно – пользоваться нельзя. 
К сожалению, похоже, что предвыборное окно возможностей для изменений в стране закрылось на ближайшие полтора года.