События, имевшие место во время прошедшего недавно в швейцарском Давосе очередного Всемирного экономического форума, чреваты крайне болезненными последствиями для миллионов граждан Украины, спровоцировав рост цен на газ для населения и, соответственно, тарифов на коммунальные услуги. Впрочем, и других проблем, например, в пенсионной сфере, тоже может ощутимо прибавиться.
Речь идет о таинственных переговорах Порошенко с главой МВФ Кристин Лагард, полное содержание которых осталось неизвестным широкой общественности. Если о переговорах по поводу создания антикоррупционного суда и назначения главы Национального банка было сказано много, то относительно повышения цен на газ, а также увеличения пенсионного возраста у Порошенко решили не распространяться, а Лагард ограничилась общими красивыми фразами.
О чем говорили и, главное, о чем договорились в Давосе Порошенко и Лагард, осталось за кадром. Вместо плана конкретных совместных действий по спасению украинских финансов от публичного дефолта прозвучали общие фразы, которые, тем не менее, чреваты крайне неприятными последствиями для рядовых граждан страны.
«Я вновь подтвердила, что МВФ готов продолжать поддерживать Украину вместе с другими международными партнерами в ее усилиях по реформированию. Я также подчеркнула, что Украине следует воспользоваться благоприятной внешней средой для ускорения реформ и перехода к более сильному росту, необходимому для устойчивого улучшения жизненного уровня населения... Встреча с президентом Порошенко и членами его команды была очень продуктивной и приятной. Это дало нам шанс обсудить все меры, которые уже принимаются, и мы надеемся, что наше обсуждение поспособствует внедрению других мероприятий, о которых мы говорили», — заявила Лагард.
Из сказанного совершенно невозможно понять, каким именно образом будет достигнуто «устойчивое улучшение жизненного уровня населения». И вообще неясно, о каких таких других мероприятиях, внедрение которых нас ждет в ближайшее время, говорили Лагард и Порошенко.
Ведь реальный опыт сотрудничества Украины с МВФ показал, что все действия власти по указке фонда вели к тотальному обнищанию населения: от реформы ЖКХ, которая сводилась и сводится к галопирующему росту тарифов, до пенсионной реформы, смысл которой в том, чтобы через кардинальный рост трудового стажа для выхода на пенсию фактически увеличить пенсионный возраст до предела, до которого большинство украинцев просто не доживают.
К тому же Лагард не взяла на себя никаких публичных обязательств на тему зависимости между исполнением Украиной требований фонда и выделением кредитных средств. Так что не факт, что деньги мы получим. Из такого подхода вполне очевидно, что украинское руководство банально утратило доверие западных партнеров.
В любом случае очевидно, что на переговорах Порошенко выпрашивал кредиты и наиболее мягкие условия их получения.
Есть еще одна интересная особенность. Это то, что программа ЕFF подходит к концу и может быть свернута. В этом случае Украина лишится еще и дополнительных средств за счет ЕС, а также Мирового банка. Известно, что сотрудничество с МВФ является обязательным условием получения других международных кредитов.
* * *
Со стороны Порошенко ситуация и вовсе выглядела причудливо.
Напомним, что в прошлом 2017 году он отказался приезжать в Давос из-за «терок» с олигархом Пинчуком, который издавна обеспечивает в Давосе организационно-финансовую поддержку участия Украины. Но в 2018 году ситуация изменилась, поскольку Порошенко рассматривает Давос как площадку подготовки к будущим президентским выборам 2019 года. Скорее всего, в следующем году во время проведения Давоса будет разгар избирательной кампании, и Порошенко едва ли сможет приехать в Давос. Многие заявления, которые Порошенко делает сейчас, стоит рассматривать уже как попытку диалога с Западом и европейскими политическими классами под выборы 2019 года. Хотя Порошенко скромно сказал, что он не принял еще решения по поводу выборов, что только через полгода решит, но очевидно, что это ложная скромность. Порошенко ищет определенную поддержку со стороны Запада уже под 2019 год.
Выступление Порошенко в Давосе было относительно откровенным, если сравнивать с заявлениями внутри страны. Многие вещи, которые в Украине назывались реформами, он назвал сложными, непопулярными, болезненными, и прежде всего пенсионную и медицинскую. Очевидно, что ломать комедию перед экономически грамотными участниками саммита, которые следят за статистикой и западным бизнесом, рискнувшим прийти в Украину, бессмысленно.
Но намеки Порошенко и окружения на то, что Украина сможет получить аж два транша, выглядят неадекватно. Даже если один транш будет получен, цена его может быть очень высокой.
Скандальный антикоррупционный суд, создания которого требует Запад, является далеко не единственным условием.
Кроме этого, как известно, МВФ требует повысить цену на газ для населения, а также открыть рынок земли сельскохозяйственного назначения. Оба этих вопроса крайне не популярны в обществе, а потому затрагивать их для Порошенко накануне выборов является политическим самоубийством. Другое дело, что отсутствие кредитов в условиях, когда на 2018-2020 годы приходится пик выплат по обслуживанию внешнего долга, также чревато для Порошенко утратой дальнейших перспектив.
Известно, что сейчас и так около половины населения не может платить за коммунальные услуги. При повышении цены на газ и тарифов на коммуналку еще на почти 20%, пусть это и выпадет на зиму 2018-2019 годов, рейтинг Порошенко окончательно обвалится.
* * *
Разговоры о таком повышении, напомним, идут с прошлого года, а активизировались осенью.
Сначала в Министерстве энергетики и угольной промышленности заявили, что в соответствии с действующей методикой цену на газ надо повысить на 17,6% до 5,815 тысячи гривен (без НДС, стоимости транспортировки и надбавок поставщиков) за 1 тысячу кубометров.
В результате полная конечная цена для населения и коммунальщиков составит 8032 гривны за 1 тысячу кубометров.
В настоящий момент полная стоимость газа для населения составляет 6937 гривен за 1 тысячу кубометров.
Цены на газ должны быть повышены в соответствии с постановлением Кабмина № 187 от 22 марта 2017 года. Согласно документу цена рассчитывается на базе импортного паритета (средняя цена импортного газа за определенный период).
По аналогии со скандально известной ценой на уголь «Роттердам +» власть для цены на газ навязывает методику «Дюссельдорф +», то есть стоимость газа на газовом хабе в германском Дюссельдорфе, плюс стоимость транспортировки в Украину. Но дело в том, что львиная доля газа, потребляемого ЖКХ и населением, обеспечивается топливом отечественной добычи, которое значительно дешевле импортного. Вокруг этого в последние годы происходят бесконечные скандалы, но власть продолжает обворовывать население с помощью раздутых тарифов, ссылаясь на требование МВФ.
Согласно указанному постановлению правительство должно было опубликовать импортный паритет еще 1 июля, что стало бы стартом для повышения цены. Вместо этого 26 сентября Кабмин протокольным решением отложил дату публикации на неопределенный срок.
Отсрочить обнародование цены решили до согласования механизма ее определения с МВФ и Европейским энергетическим сообществом. До публикации решения цена останется на нынешнем уровне — 4942 гривны за 1 тысячу кубометров без НДС.
Согласно действующей методике, если по итогам года цена импортного газа изменилась на 10%, то цена на следующий отопительный сезон должна пересматриваться.
Причина затягивания с повышением цен на газ очевидна. Прежде всего власть боится дальнейшего роста социального напряжения, особенно в свете приближающихся выборов 2019 года. К тому же повышение тарифов приведет к дальнейшему росту расходов на субсидии и количества получателей субсидий.
В настоящий момент в Украине 60% домохозяйств получают субсидии. В Министерстве энергетики и угольной промышленности опасаются, что из-за возможного роста цены на газ количество получателей субсидий может достичь 90%.
Конечно, можно и дальше отказывать в субсидиях всем и вся по любой причине и без оной, как это сейчас делает власть, но это чревато социальными последствиями.
Поэтому правительство подготовило изменения в постановление с тем, чтобы оставить цену на текущем уровне. Но это противоречит требованиям МВФ.
«Однако поскольку цена на газ должна быть максимально близкой к рыночной, и этот пункт есть в меморандуме с МВФ, мы обязаны эти вопросы согласовывать с фондом», — пояснил заместитель министра энергетики Игорь Прокопив.
В «Нафтогазе» также настаивают на повышении цен топлива для населения. Напомним, что НАК «Нафтогаз Украины» добивается повышения цены на газ для населения на 18,84%, или на 931 гривну за 1 тысячу кубометров до 5,873 тысячи гривен за тысячу кубов без налога на добавочную стоимость и прочих «накруток». Это предусмотрено финансовым планом НАКа, который был вынесен на обсуждение правительства.
К повышению цены на газ для населения подталкивает и МВФ: в сентябре 2017 года заместитель главы МВФ Дэвид Липтон утверждал, что цены на газ в Украине по сравнению с соседними странами очень низкие. О том, что доходы в Украине несравнимо ниже с «соседними странами», мистер Липтон ничего не сказал.
В свою очередь, на повышении цены газа для населения и коммунального сектора настаивает и Кристин Лагард.
Очевидно, что рост цен на газ для ЖКХ приведет к удорожанию отопления. В «Нафтогазе» уже объявили, что ориентировочное повышение цен на тепло составит 19%.
Несмотря на таинственность ряда аспектов переговоров Лагард и Порошенко, вскоре эти детали прояснятся. Ведь для возобновления финансирования Украины со стороны МВФ осталось времени максимум до мая. Если Порошенко и власть в целом не поспешат, то, по оценке замглавы Нацбанка Дмитрия Сологуба, текущая программа EFF с высокой степенью вероятности уже не возобновится. А это сделает невозможным получение новых траншей фонда в преддверии пиковых выплат Украины по госдолгу в 2018-2020 годах.
В такой ситуации страна будет вынуждена обратиться за кредитами на публичный рынок заимствований. Власть уже прорабатывает этот вариант.
Как сообщил министр финансов Александр Данилюк, имеются планы по размещению в первом полугодии украинских евробондов на два миллиарда долларов. Но возникает вопрос цены этих даймов, особенно в условиях прерывания сотрудничества с МВФ.
Напомним, что последние размещения проходили под огромные 7,4%, пусть даже и на 15 лет. Государства займы под такие проценты не берут, но и это не предел. По ряду оценок, если Украина прекратит сотрудничество с МВФ и об этом станет всем известно, то уровень процентных выплат по украинским евробондам может вырасти вдвое. Ведь уже всем очевидно, что Украина не способна за счет внутреннего роста экономики обеспечивать выплаты по ранее взятым за рубежом займам.
Итак, рост цен на газ и коммуналку, а также вполне возможный в скором времени дефолт страны являются главными вестями для Украины из Давоса.