Блюзовый дневник. Черное и белое

Спонтанное погружение в блюзовую жизнь города шокировало меня количеством и разнообразием исполнителей высокого уровня. К концу 2017 года мне показалось, что их поток неиссякаем — проекты Макса Таврического, Макса Ватутина, Павла Герука, Алексея Яровенко...

А впереди еще Макс Товстый, Алексей Кравченко, Александр Хмарский и «Блюзы с Ван Гогами» — столько всего упущенного в прошлом году, и столько всего хочется наверстать в этом. Тем более что в этом году Большой Блюзовый Джем, который регулярно проводит Макс Таврический со товарищи, становится открытым микрофоном с бесплатным входом и свободной импровизацией. На первом таком джеме мне уже удалось побывать в начале 2018-го — первые аккорды года очевидно удались, во многом благодаря участию музыкантов из «Второго дыхания» Алекса Кузнецова и Григория Махно.

А итоги 2017 предварительно подвел еще в ноябре VIII Киевский международный блюзовый фестиваль, в котором кроме знакомых нам киевских музыкантов участвовали блюзмен из Швеции Роберт Лайтхауз, проведший долгие годы в США, и Биг Крик Слим из Дании. Причем, фестиваль прошел в идеальном для этого жанра формате — концерт на большой сцене в первый день и джем в баре — во второй.

Впрочем, то, что один музыкант оказался из Швеции, а другой — из Дании, не всем любителям блюза показалось плюсом. Один мой знакомый, человек вполне приличный, не захотел идти на фестиваль, поскольку считает, что блюз должен быть исключительно черным. Довольно распространенное заблуждение, на которое поначалу не находишь, что возразить, а потом вдруг вспоминаешь ролики с юным блюзовым гитаристом Тоби Ли, совсем еще мальчиком, который играет блюз так, что ему завидуют черные, и подумаешь, что в нашем мире души так перемешаны, что уже не поймешь, кому досталась черная душа, а кому белая. И такой кайф, когда во время джема блюзмен из Дании объясняет что-то блюзмену из Швеции, рядом с ними играет музыкант из Украины, а потом за фоно садится клавишник из Турции — и все это вместе звучит нечеловечески красиво.

К вопросу о душе и теле вообще. Когда слушаешь, например, Суит Эмму Барретт, ее голос так завораживает, кажется таким сексуальным, что хочется увидеть эту обворожительную красавицу, но стоит только взглянуть на чудом сохранившуюся кинозапись, сделанную в Preservation Hall, где она исполняет «I Ain’t Gonna Give Nobody None Of My Jellyroll», как мысли эротического характера тихо, на цыпочках тебя покидают и делают вид, что их не было.

Фестивальный джем я посетила в компании такого же пуриста, признающего только черный блюз. Исключение для него составляют, по-моему, только Джанго и Хью Лори. С этим человеком мы обычно слушали блюзы у него в мастерской, где он, вылепливая из глины мой исключительно европейский череп, слушал исключительно американскую черную музыку. У Богдана была огромная коллекция виниловых пластинок и компакт-дисков, тогда мне казалось, будто там есть вообще все, что существует в природе. Сейчас я надеюсь, что та его коллекция сохранилась. Иногда невозможно было разобрать — скрипит ли это голос исполнителя, или запись такая старая, что переписана в студии уже со скрипом, или поцарапана конкретно этот винил. Параллельно приходилось выслушивать множество занимательных историй криминального и полукриминального характера: этот прирезал свою жену, а потом долго скрывался, тот проткнул вилами своего работодателя, а у того были единственные туфли, и жена на закорках тащила его на концерт через весь Париж. Кстати, случай с моим скульптором доказывает, что можно быть искренним любителем блюза, совершенно не зная английского. И даже умудряться подпевать и получать кайф от живого концерта.

Вот как раз, когда на сцену бара выходит белый основательный Биг Крик Слим и начинает исполнять «Crying Won’t Help You» или «Mean Old Sunrise», отхлебывая пиво из большой кружки — сомнений в черном окрасе его блюзовой души не возникает. А если у кого оно и мелькнет — Биг Крику будет очень легко доказать обратное с одного удара (во всяком случае, у меня создалось именно такое впечатление).

А вот Роберт Лайтхауз — блюзмен более тонкого помола. Посвятив свою жизнь дельта-блюзу, он восемь лет провел в скитаниях по знаковым местам Дельты Миссисипи и теперь играет не только классические композиции в одном из самых ранних стилей блюза, но и сам пишет песни в этом стиле. На альбоме, который он представил здесь в Киеве, записан только один классический блюз — «Red Hot Mama»... Остальные песни Роберт сочинил сам в той манере, которую он впитал, несколько лет путешествуя по «святым местам». Отчетливо чувствуется его трепетное отношение к каждой композиции. Перед тем, как исполнить блюз о Потомаке, он рассказывает трогательную историю о том, как ходит с сыном рыбачить и как река вдохновила его сочинить этот блюз. И этой его почти ребяческой искренности невозможно не верить.

Сейчас многие музыканты сами пишут блюзы — это уже никого не удивляет. Потому что один из главных компонентов блюза — это чувства, которые музыкант пережил лично, его собственная драма, резонирующая с классической композицией. А если этого не хватает — приходится передавать все оттенки этой драмы в новом блюзе. Думаю, так будет всегда. И если «My baby wants me to get out» или что-нибудь похожее мог бы сочинить кто-нибудь другой, кроме Алексея Яровенко — да любой черный из Гарлема, то «Boogie Man from Potato Land» — это абсолютный эксклюзив. Поэтому, как говорит еще один знакомый парень, который сочиняет блюзы в далеком Далласе — Дилан Кордуэлл Винита: «Я думаю, каждый может стать великим сочинителем блюзов, если перестанет бояться сказать то, что действительно хочет сказать. Рассказывай историю!»

Поскольку формат Большого Блюзового Джема теперь заточен под открытый микрофон и преимущественно наших исполнителей, специальные и эксклюзивные блюзовые концерты с невероятным количеством сюрпризов и гостей из-за рубежа с 2018 будут называться All Star Blues Nights. И первый такой концерт в этом году состоится 28 января, в пабе «Сундук» на Михайловской. Нас ждет феерический вечер с участием топовых украинских исполнителей блюза.

Вот что нам обещают организаторы:

Трио FFT — совместный проект гитариста и вокалиста Алексея Филлипенкова, харпера и гитариста Макса Таврического и пианиста из Турции Эрдема Тонгюча. В программе трио — как классика блюза, так и авторские композиции.

Константин Колесниченко — известный мастер губной гармоники не только в Украине, но и за рубежом. Рецензии его работам давали Jason Ricci, Adam Gussow, Matyas Pribojszki, участники группы Mississippi Heat. Paul Jones с удовольствием ставит его композиции на радио BBC, а последний альбом квартета Константина Колесниченко стал альбомом 2017 года в категории jazz-blues по версии американского медиа-издания Blues Junction. С презентацией этого альбома «Minor Differences» Константин приезжает в Киев. Специальный гость программы этого музыканта — основатель киевской Школы Игры На Губной Гармонике Игорь Гурский при поддержке групп Ukrainian Harp Union и RvB (также известная как Руки В Брюки).

Ну а мы, как всегда, ждем от наших белых исполнителей драйвовой черной музыки.

Фото Игорь Снисаренко