В 2018 году обещают выйти как минимум четыре новых фильма с выдающимся украинским актёром Алексеем Горбуновым. Самым масштабным из них станет «Дикое поле» Ярослава Лодыгина, снятое по знаменитому роману Сергея Жадана «Ворошиловград».
Кроме того завершается работа над лентой об авиаторах «Небо» Алексея Пантелеева и короткометражной картиной «Май» Виктора Придувалова, в которой будет «много романтики и Киева», как отмечают создатели. В последнем Горбунов не только исполняет одну из главных ролей, но и выступает одним из продюсеров и соавтором сценария. Также актёр сыграл в новой работе Александра Шапиро.
В украинских фильмах последних лет Горбунов смотрится, как коллекционный мустанг в огородном ралли запорожцев и москвичей. Он ездит по нашей тихой провинции, выискивая возможность разогнаться на полную — во всю шкалу своего мощного потенциала. Но ни одна наша арт-автострада не позволяет набрать высокую скорость, так как расходится на множество лукавых изгибов обстоятельств. Словом, вместо того, чтобы набирать высоту и скорость — приходится вилять.
На съёмках «Ворошиловграда»
За последние пять лет вышло шесть полнометражных фильмов с участием Горбунова: «Истальгия» (2013), «Хайтарма» (2013), «Мёбиус» (2013), «Трубач» (2014), «Мыслители» (2017) и «Правило боя» (2017).
«То, что я тут испытал с кино, я даже не знаю, как транслировать...» — резко комментирует этот малоприятный опыт сам актёр, имея в виду и сериалы, в которых активно снимался в последние годы. В частности, он появлялся в многосерийных лентах «Одиночка» и «Гвардия».
То, что настолько сильному актёру приходится играть в халтуре — вселенская несправедливость. Но с другой стороны это характеризует его, как истинного художника, который смело берётся даже за безнадёжные кинопроекты и играет в них с такой же отдачей, как в фильмах больших мастеров, у которых часто снимался ранее.
Например, вышеупомянутый сериал «Одиночка» выглядит банальным телефильмом о честном и принципиальном милиционере. Однако когда за главную роль взялся Горбунов — фильм сразу же стал чем-то бОльшим. О чём, в частности, свидетельствуют высокие рейтинги его показа по ТВ.
«Мне за державу обидно», — повторяет актёр лозунговую фразу из фильма с напором пушечного залпа. И это тот редчайший случай, когда банальная цитата из советской классики звучит с прицельной честностью.
Когда мы встретились с Алексеем Горбуновым в столичным Доме кино, он параллельно улаживал детали своего предстоящего спектакля «Чёрная шкатулка», обсуждал нюансы будущих на тот момент съёмок «Мая» и в перерывах между перекурами давал короткое интервью о других проектах, зачастую срываясь на истерический тон.
Быть художником в Украине — это когда не просто приходится играть на всех инструментах в оркестре. Нужно ещё и уметь продавать билеты на свои выступления. Старый анекдот о том, что «написать картину — ремесло, а, вот, продать — настоящее искусство», увы, остаётся актуальным.
Так что когда со всех сторон доносятся оптимистические новости об очередном рекорде в украинском кино, о повышении госфинансирования кинопроизводства и о том, что вот уже совсем скоро «мы догоним и перегоним» другие страны по количеству отечественных фильмов — я не вчитываюсь в эти известия, а смотрю на то, где сейчас Алексей Горбунов и подобные ему высококлассные мастера. Ведь только если начнут появляться фильмы, которые сполна раскроют потенциал таких актёров — можно будет сказать, что у нас состоялось кино действительно высокого уровня.
«В 2014 году появилось „Племя“ Слабошпицкого, „Поводырь“ Санина, а после этого хоть один сильный фильм вышел? Появилось с тех пор кино, которое бы внятно рассказало о наших людях? Фильм, за который не было бы стыдно, и который мог бы представить Украину на престижных кинофестивалях? Посмотри, сколько позорных фильмов вместо этого у нас наснимали!» — возмущался Горбунов прошлой весной, закатывая рукава для работы над своим коротким метром «Май».
Деньги на этот фильм собирались необычным образом. Пустив клич среди друзей и знакомых, а также в социальных сетях, по чуть-чуть скопилась сумма, которой едва хватило на создание ленты.
«Все сейчас ищут бюджеты на свои фильмы, а на самом деле главная проблема не в деньгах. Можно найти и огромный бюджет, но при этом снять ужасный фильм. Намного важнее найти высококлассного продюсера и сценариста. Это — два главные „ахиллесовы пяты“ украинского кино. Всё остальное у нас есть: актёры, операторы, художники...» — поясняет артист, и каждая его фраза звучит, как выстрел лавы из просыпающегося вулкана.
В фильмографии Горбунова — несколько десятков российских фильмов. Он снимался в фестивальных и прокатных хитах Никиты Михалкова, Валерия Тодоровского, Алексея Учителя и Александра Велединского. Предложения сняться в новых российских фильмах он получает до сих пор. «Но я не снимаюсь. Идёт война. Какая на**й Россия!?» — рубит актёр.
Позиция этого артиста выглядит во многом парадоксально. Он с огромным трудом ищет финансирование на кино у частных инвесторов. Но при этом отказывается участвовать в питчингах Госкино, где получить финансовую поддержку легче. Он жёстко критикует сериалы, в которых снимается, но при этом продолжает соглашаться на участие в таких проектах. Разносит в пух и прах современное украинское кино, но при этом ложится костьми, чтобы снять отечественный фильм. Категорически отказывается сниматься в российском кино, но при этом защищает украинских артистов, которые в последние годы выступают в России.
Эти противоречия — лишнее подтверждение публичной честности Алексея Горбунова. Он не вылизывает свой публичный образ, запудривая все трещинки своего автопортрета толстым слоем красивых сказок. Он преподносит себя в публичном пространстве естественно, не приукрашивая и не боясь показаться сложным, резким и неоднозначным.
На съёмках «Ворошиловграда»
Украинское кино в последние годы начало активно создавать современную мифологию нашей страны. С каждым новым фильмом всё отчётливее звучит вопрос: «Каков он — современный украинский герой?» Отвечая на него, часто вспоминают о фильмах «Киборги» Сеитаблаева, «Червоный» Буадзе, «DZIDZIO «КОНТРАБАС» Борщевского, «Тот, кто прошёл сквозь огонь» Ильенко...
Однако своими ролями Горбунов убеждает, что не менее внятный ответ на этот вопрос можно найти и в рядовом сериале — «Одиночке». И дело не в том, что именно этот многосерийный фильм чем-то особенно хорош (на самом деле в отдельных его фрагментах просто зашкаливает халтура). А в том, что работая даже со столь посредственным материалом, можно не терять лица и демонстрировать высокое мастерство.
Так что когда речь заходит о том, каков он — современный украинский герой, то стоит просто включать последние фильмы с Горбуновым. Актёром, который не просто мастерски показывает это на экране. Но и прекрасно демонстрирует это в жизни. Оставаясь большим мастером в царстве халтуры.