Фильм «Новизна»: о вечном выборе между страстями и счастьем

Тихая гавань или девятый вал? Домашний уют или бурные приключения? Старое родное или новое неизведанное? В отношениях мы всегда оказываемся перед выбором: пришвартоваться или пуститься дальше, к другим берегам. Взрослая, откровенная, прозаичная, очень приземленная и общепонятная мелодрама «Новизна» как раз об этом, о вечной дилемме между любовью, привязанностью, постоянством, покоем и желанием каждый раз испытывать остроту, волнение, лихорадку, абсолютную новизну.

В современном обществе, в эпоху социальных сетей, мобильных приложений и сайтов знакомств, выбирать новизну стало куда легче и проще. Можно хоть каждый раз ложиться в постель с новым партнером: нужно лишь зарегистрироваться и выбрать статус «не против секса на одну ночь» и подождать совпадения. Интернет творит чудеса и сближает если не сердца, то гениталии. Причем в два клика.

Именно так делают Мартин (Николас Холт, который здесь куда органичнее, чем в недавнем байопике «За пропастью во ржи») и Габи (Лайа Коста из феноменального немецкого триллера «Виктория», снятого одним дублем). Мартин — фармацевт, работающий в аптеке, и просто хороший парень, который не задумываясь оплатит чужое лекарство, если какой-нибудь бабушке не хватило на него денег. Габи тоже помогает людям, она — физиотерапевт в центре реабилитации. Но в личной жизни у обоих дыра. Мартин никак не может прийти в себя после развода и не может забыть бывшую, поэтому предпочитает одноразовые связи. Габи никогда не была замужем и, кажется, не была влюблена, она живет по принципу «мне нужен не парень, а тот, с кем можно кончать».

Однажды в приложении для знакомств их статусы совпадают.

 

Если бы это была банальная романтическая комедия, оторванная от реальности и реальных проблем, то мы бы понаблюдали, как герои независимо друг от друга встречаются с неподходящими вариантами, затем встречают друг друга, влюбляются, но ссорятся, потому что кто-то из них не удалил свой аккаунт на сайте знакомств и даже в него заходил, а после мирятся и играют свадьбу. Но режиссер Дрейк Доремус, мастер любовных мелодрам, подходит к отношениям между мужчиной и женщиной предельно серьезно и вдумчиво.

В «Новизне» нам рассказывают историю после титров, после слов «жили долго и счастливо». Герои съезжаются, Мартин знакомит Габи с родителями, но ни один из них не уверен, что вот она, финальная точка, никто не готов остановиться. Так что да, однажды они, болезненно зависимые от бесконечного поиска, ложатся в постель, разворачиваются спинами друг к другу и утыкаются в дисплей смартфона. И стоит отдать должное Мартину и Габи: в них каждый молодой зритель узнает себя; каждый, кто вот так же церемониально удалял аккаунт, встретив свою так называемую половину, и так же его восстанавливал после первой же крупной ссоры.

Да, это старая как мир история, только обрамленная в современные условия жизни и с участием героев нашего времени. В большинстве случаев мы изменяем не потому, что любовник или любовница лучше мужа или жены, а потому, что мужья и жены приелись: с ними уже никогда не пофлиртуешь, не испытаешь неловкость и трепет, с ними никогда уже не будет первого секса.

Возможно, картина могла бы показаться глупой из-за этой ребяческой, наивной веры главных героев в свою раскрепощенность, широту взглядов, независимость от общепринятых правил и норм; веры в то, что свободные отношения — наивысший уровень взаимного понимания и доверия. Особенно глупы Мартин и Габи в том месте, где посещают семинар про полигамию и радуются, что у той модели любви, которую выбрали для себя они, есть научное обоснование. Но подобной глупости противостоит завидная трезвость второстепенного персонажа в исполнении 55-летнего Дэнни Хьюстона, который открывает Габи глаза на лекало, по которому выстраивается большинство отношений: между партнерами есть условная договоренность, каждый играет какую-то роль, а другой эту роль принимает.

Но есть альтернативный вариант — искреннее, простое семейное счастье. Неинтересное, даже нудное, ограниченное обеденным столом, телевизором и скромной прогулкой выходного дня до ближайшего парка и супермаркета, но по-настоящему благодатное.

Фильм «Новизна» Дрейк Доремус посвятил погибшему в прошлом году Антону Ельчину, который исполнил главную роль в одной из ранних его картин «Как сумасшедший».