Если во всех предыдущих эпизодах космической саги (старых, новых, совсем новых) у Силы было лишь две стороны: светлая и темная, то в «Последних джедаях» наконец появилась третья — деньги. Добро мучится в бесконечной борьбе со злом в изнурительном сопротивлении. Зло мучится в губительном стремлении безраздельно властвовать. И только третья сторона живет без забот и в шоколаде. Собственно, как и в реальной жизни.
Можно долго спорить, какая часть лучше: «Пробуждение силы» или «Последние джедаи» (если субъективно, то лучше «Изгой-один», потому что только он получился взрослым), но неоспоримо одно: восьмой эпизод, в отличие от предыдущего, не стал перезагружать старую франшизу, а повел историю своей дорогой. «Пробуждению силы» вменяли, что оно пусть и складно, но пересказало «Новую надежду» для сегодняшнего поколения, представив новую версию Люка Скайуокера (женского пола, в духе последних феминистских тенденций), новую версию Дарта Вейдера (в лице его родного внука, разрываемого внутренним противоречием, в духе нынешнего ранимого, хлипкого, истеричного юноши, мечущегося между силой предков и слабостью современников), новую аранжировку старого саундтрека.
Саундтрек так и остался. А вот все остальное существенно изменилось. Кайло Рен больше не прикидывается Вейдером. Во время первого же появления в кадре он сбрасывает шлем («Сними эту клоунскую каску!» — говорит ему верховный лидер Сноук) и больше его не надевает. Более того, расплющивает его ударом о стену (видимо, так режиссер «Последних джедаев» рвет с болезненной зависимостью от старого сюжета). И, к слову, разоблачается не только Кайло: в продырявленном саладе капитана Фазмы наконец-то виден преисполненный страха и гнева глаз Гвендолин Кристи.
Рей больше не хочет походить на Люка Скайуокера, особенно после того, как узнает его страшную тайну, его недостойную мнительность и непоправимую ошибку. Теперь у нее свой путь, свой характер, свое предназначение. И она может быть как девчонкой, ребячески притворяющейся, будто Сила на нее снизошла, с таким же успехом, с каким подставной больной на сеансе у целителя притворяется, что чудом божественным излечился; так и сознательным, зрелым героем, рвущимся спасти не обязательно всю галактику, но хотя бы одну заблудшую душу.
Режиссер Райан Джонсон делает один радикальный шаг за другим, не побаиваясь не угодить фанатам (кстати, для фанатов здесь много модернизированного светового оружия и альтернативное обмундирование штурмовиков цвета крови и кумача, холодный-холодный пластик цвета крови и кумача; а для женской и детской аудитории — потрясающее разнообразие фауны, включающее не только распиаренных поргов, но также величественных громадных копытных, похожих на лам, и красивейших кристаллических фенеков, мелодично позвякивающих при каждом движении). Возможно, на такой радикализм повлияла шокирующая смерть Кэрри Фишер, которая много лет боролась с наркозависимостью и накануне закинулась метамфетамином, кокаином и героином, что и привело к остановке сердца: такая вот недиснеевская диснеевская принцесса с прозаичной человеческой слабостью.
Слабости здесь есть у всех. Дезертир Финн, однажды сбежавший из армии штурмовиков, теперь точно так же хочет удрать из Сопротивления, просто потому что не верит в победу и боится погибнуть, и это нормально, это простительно. Люк Скайуокер мучится от чувства вины, угрызений совести, разочарования и затянувшейся депрессии; избрав путь отшельника и отщепенца, он таким образом наказывает себя (на безлюдной планете-острове Эч-То, где нет пологих берегов и обитают только пингвино- и котообразные порги да неприглядные монашки, даже элементарная ловля рыбы превращается в каскадерский трюк). Рей настолько одержима тайной собственного происхождения, что готова поверить в то, чего на самом деле нет. А дерзкий и самонадеянный пилот По вообразил, что самый умный, умнее всех командиров, и сам знает, как спасти Сопротивление и одолеть Верховный порядок.
Кстати, о командирах. Не случайно силами революции руководят исключительно женщины зрелого, почти преклонного возраста (генерала Лею Органу, отошедшую от командования по состоянию здоровья, заменяет почтенный вице-адмирал Эмилин Холдо, такая же спокойная, мудрая и рассудительная). Это сегмент, который обычно и по половому, и по возрастному признаку выпадает из важных, сюжетообразующих ролей, особенно в молодежных блокбастерах (Джуди Денч в бондиане и Конни Нильсен в «Чудо-женщине» — приятные исключения). Так что это своего рода тоже радикальный шаг, такой же неприемлемый в рамках старых эпизодов франшизы, как чернокожий парень под белым шлемом штурмовика.
Красная-красная палата верховного лидера Сноука — это уже не столько отсылка к свастике и «совку», сколько, возможно, к современной России — тирану, погрязшему в крови и ретроградстве. А поскольку подростковый рейтинг картины не позволяет пускать кровь, режиссер прибегает к сногсшибательному приему: расцарапывает и подрывает покрытую льдом красную минеральную почву, которая фонтанирует россыпью микроскопических пунцовых осколков.
Город-казино Канто-Байт, прозрачная аллюзия на Лас-Вегас, — это уже не просто территория досуга и развлечения, которые имели место в предыдущих частях, это совершенно беспринципное и аморальное место сытости, блеска и роскоши на фоне войны и смертей. Здесь бросают кости и фишки, пьют шампанское и поглощают икру те, кто наживается за счет этой самой войны, жирнеет и богатеет на продаже оружия, причем благополучно сбывая пушки и той, и другой стороне, не имея ни малейших политических и нравственных убеждений. Как и в реальной жизни.
Зло и добро, свет и тьма, черное и белое — понятия уже не настолько контрастные, четкие, очевидные, как в классической сказке. Граница между ними похожа на шрам Кайло Рена, безобразно рассекший нерешительное, растерянное, смурное лицо; шрам, который делит единое целое на две половины, и эти половины не могут существовать друг без друга.