Декабрь в этом году выдался на редкость сложным и откровенно нервным месяцем. Итак, 6 декабря президент США Дональд Трамп заявил о признании Иерусалима столицей Израиля.
Разумеется, реакция не заставила себя долго ждать, и решение Трампа тут же подвергли резкой критике представители разных стран.
Но самое интересное, что движение ХАМАС тут же бодро объявило об открытии «врат ада» для Вашингтона на Ближнем Востоке.
А Трамп тем временемн для придания своим словам дополнительного веса поручил Госдепу начать работу по переносу посольства США из Тель-Авива в Иерусалим.
И вот тут-6то начинается самое интересное. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выразил благодарность Трампу за «отважное и справедливое» решение. А вот глава Палестины Махмуд Аббас заявил, что заявление Трампа является концом американского участия в ближневосточном мирном процессе. «Решение Трампа противоречит международным резолюциям и подрывает усилия по достижению мира в регионе, а также представляет собой заявление об отказе США от спонсорства в мирном процессе», — отметил Аббас.
Решение Трампа уже подверг критике и президент Франции Эммануэль Макрон. «Данное решение вызывает сожаление, оно принято в нарушение международного права и резолюций ООН, Франция его не одобряет», — заявил политик на пресс-конференции в Алжире.
Турция тоже не в восторге от происходящего. «Мы осуждаем безответственное заявление администрации США о признании Иерусалима столицей Израиля и о переносе Посольства США в Израиле в Иерусалим», — отметил турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу.
Проходит буквально два дня, и 8 декабря СМИ сообщили, что Трамп таким образом сделал рождественский подарок голосовавшим за него евангельским христианам.
Как и следовало ожидать, начались акции протеста. 9 декабря в Иерусалиме и на палестинских автономных территориях в результате столкновений демонстрантов с израильскими силовиками погиб один человек, еще не менее 760 были ранены. 10 декабря израильские военные заявили, что нанесли удар по объектам военизированной группировки ХАМАС в секторе Газа в ответ на ракетный обстрел Израиля.
В тот же день в столицах ряда стран прошли массовые акции протеста у американских посольств. В Бейруте митингующих пришлось разгонять водометами и слезоточивым газом.
По состоянию на 11 декабря акции протеста докатились уже до Харькова. А 12 декабря стало известно о том, что взрыв, устроенный накануне на Манхэттене, -- это реакция на решение Трампа.
Так чем же обернется для мирового сообщества решение Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и не спровоцирует ли Трамп начало большой войны? Об этом "Фраза" спросила у людей, которые умеют просчитывать последствия политических решений на несколько ходов вперед.
Думаю, что главная цель Трампа во всей этой истории носит исключительно внутриполитический характер. Трампу необходимо демонстрировать имидж сильного президента, который совершает решительные поступки и влияет на ситуацию в мире. И это является одной из главных целей Трампа в принятии решения о признании Иерусалима столицей Израиля. Кроме того, он тем самым пытается найти дополнительную поддержку у достаточно сильного в США еврейского лобби. В борьбе с внутриполитическими противниками ему такая поддержка была бы очень кстати.
Если говорить о внешних политических мотивах, то, безусловно, будет обострение на Ближнем Востоке. Это может привести к вооруженным конфликтам локального характера. Однако я думаю, что для США -- это привычная тактика. США умеют порождать такие конфликты по всему миру. По сути, они в этом тоже могут быть заинтересованы, так как на фоне войны и нестабильности для инвесторов со всего мира США являются очагом стабильности.
Я думаю, если война на Ближнем Востоке и может начаться, то точно не сейчас. Однако Трамп своим заявлением подтвердил, что он всем фрикам - фрик. Понятное дело, что по умолчанию этот вопрос был попросту заморожен. Все прекрасно понимали, что нужны нормальные отношения с Израилем, но при этом никто не хотел портить отношения с арабским миром. И вот этим заявлением (заметьте, это еще не декларация о намерениях, этот документ еще не переведен в политическую плоскость)Трамп откровенно разворошил пчелиный рой.
Риск того, что может начаться четвертая антифада, очень высок. Пока ситуация на Западном берегу вполне контролируемая, но то, что произошел обмен ударами, израильтяне провели локальную военную операцию, -- это тревожные звоночки, говорящие о том, что в ближайшее время на Ближнем Востоке вновь может стать горячо. До большой войны не дойдет, но напряженность будет очень высока.
Я не думаю, что это приведет к большой масштабной войне, хотя, безусловно, стоит ожидать обострение противостояния между Палестиной и Израилем. Трамп ищет поддержку в мировых финансовых кругах, в том числе и в лице Израиля, именно поэтому ему и нужно это решение. По сути, Трамп пытается информационно отыграть поражение США в сирийском конфликте. Это и есть основной мотивацией Трампа. Чего либо глобального от этого конфликта я не ожидаю. По сути, Иерусалим и так уже де-факто давно является столицей Израиля, и одностороннее решение США по этому поводу ничего кардинально не меняет. Но, безусловно, это существенно обострит отношения между Палестиной и Израилем, и это, несомненно, нужно учитывать.
Приведет ли это к войне, сейчас сказать сложно, это только жизнь покажет. Вспышка протестов и, к сожалению, проявление насилия уже имеют место. Я думаю, что до войны все-таки дело, скорее всего, не дойдет, так как для большинства игроков на Ближнем Востоке это не самый хороший вариант развития событий. Только частично решили проблему исламского государства, а тут сейчас начинать новую войну? Тем более из-за сугубо символического решения? Ну признали американцы Иерусалим столицей Израиля, ну вызвало это негодование, массу критики, и что? Это же не нападение на соседнее государство.
Я не думаю, что стоит ожидать каких-либо военных действий. Сейчас в мире несколько не та ситуация, сейчас и без того хватает военных угроз. Я думаю, что большинство игроков на Ближнем Востоке не заинтересованы в новой войне. Даже Эрдоган, который активно демонстрирует свою воинственность, будет действовать достаточно сдержанно.
Поэтому я думаю, что войну ожидать все-таки не стоит. Но, к сожалению, конфликт уже возник. Что касается самого решения, то это Трамп, и это нужно понимать. У нас сейчас очень популярна тема "Как политики выполняют свои обещания". Мы все требуем, чтобы политики выполняли свои предвыборные обещания, но иногда политикам лучше все-таки не выполнять некоторые из своих предвыборных обещаний. И ситуация с Трампом сейчас очень ярко это демонстрирует.
Во-первых, объявление Иерусалима столицей Израиля было одним из предвыборных обещаний Дональда Трампа. Во-вторых, еще в 95-м году Конгресс США принял соответствующее решение о признании Иерусалима столицей Израиля и о планах относительно переноса посольства США из Тель-Авива в Иерусалим.
Но если мы детально изучим то решение, которое было принято в 95-м году, то мы увидим, что там речь шла только о западном Иерусалиме. Там речь не шла о восточном Иерусалиме. Как мы видим из резолюции СНБО и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, на сегодняшний день восточный Иерусалим является спорной территорией и, по сути, территорией, аннексированной Израилем у Палестины в ходе 6-дневной войны. Мировое сообщество не признает суверенитет Израиля над восточным Иерусалимом. Его статус сегодня фактически такой же, как статус Крыма. Я думаю, что мы достаточно негативно отреагировали бы, если бы какой-то Си Динь Динь объявил о переносе посольства Китая из Москвы в Севастополь. Украина восприняла бы это достаточно агрессивно. Именно поэтому мы и наблюдаем протесты не только на территории Палестины, но и на территории Турции и ряда других исламских государств.
Здесь, в принципе, все достаточно прогнозируемо и все идет к достаточно существенному геополитическому кризису. Если говорить о государстве Палестина, то оно не является до конца сформированным. Оно признано не всеми государствами - членами ООН. Но Палестина имеет статус наблюдателя в ООН на правах члена. То есть, несмотря на то, что Палестина не является непосредственным членом ООН, она обладает всеми теми же правами, что и любой другой член организации.
***
Израиль провозгласил Иерусалим своей столицей после окончания войны за независимость в 1949 году. В 1967-м после шестидневной войны он захватил Восточный Иерусалим и объединил его с Западным, однако ООН так и не признала этого факта. Большинство стран мира до сих пор считают статус города одной из сложнейших проблем ближневосточного конфликта, которую следует решать на основе договоренности с палестинцами, претендующими на восточную часть Иерусалима. Вопрос не в том, какой город де-факто является столицей Израиля, вопрос в том, к каким последствиям может привести публичное признание этого факта.