Кинопремьеры недели: «Цепной пёс» и «За пропастью во ржи»

7 декабря на наши экраны вышли две ленты, которые придутся по вкусу любителям криминальных боевиков и биографических фильмов. Интригующий экшн «Цепной пёс» подкупает своим небанальным сюжетом. А байопик о писателе «За пропастью во ржи» погружает в удивительную атмосферу ретро. Обе ленты не высокого уровня. Что называется, «на один раз».

«За пропастью во ржи»

Картина подробно рассказывает о молодости и зрелых годах легендарного американского писателя Джерома Сэлинджера, который подарил миру один из главных романов ХХ века «Над пропастью во ржи».

Сюжет ленты подробно останавливается на основных событиях его жизни, когда он работал над этим шедевром. А также очень точно изображает людей, которые сыграли ключевые роли в его творческом и духовном становлении.

Здесь показываются университетские годы Сэлинджера и его дружба с профессором литературы, который дал будущему классику первые важнейшие уроки писательского ремесла. Также эмоционально передаются его муки и радости в сотрудничестве с издателями: одни из которых отказывали в публикациях, другие заставляли внести радикальные правки, а третьи всячески поощряли его эксперименты. Очень эффектно в картине живописуется Вторая мировая война, ужасы которой драматично надломили его психику. Также деликатное место здесь отведено отношениям Сэлинджера с девушками и с религией.

 

В целом «За пропастью во ржи» — фильм, мягко говоря, не выдающийся. Поклонников самого Сэлинджера он будет во многом раздражать. А любителям кино о творческих личностях покажется чересчур наивным.

Наиболее подходящее место для этой картины — в телефоне или на планшете у подростка, который как раз проходит по школьной программе Сэлинджера. Судьба писателя пересказывается в этой ленте предельно внятно и целомудренно, так что прекрасно заменит скучные биографические статьи о нём.

После колоссального успеха своего первого и единственного романа Сэлинджер уединился в провинции и полностью пропал с радаров общественности.

Создатели фильма показывают главного героя молодым даже в тех эпизодах, где по сюжету он уже должен был бы быть зрелым мужчиной. Главный герой совершенно не меняется внешне в течение всей ленты, которая показывает доброе десятилетие его жизни. Но это не потому, что авторы фильма сэкономили на гриме. А потому, что мир запомнил его именно таким — молодым.

Но если этому нюансу в фильме находится внятное оправдание, то у многих других его нелогичных деталей нет здравых объяснений. Например, в одной из сцен главный герой прогуливается со своим учителем по лесу, и у второго — в руках чашка (Почему у человека, гуляющего по лесу, в руках оказалась чашка?) А черноволосая красотка, в которую безумно влюбился главный герой, то обнимает, то отвергает его (и при этом не объясняется ни одна причина их ссор или примирений).

Диалоги в картине пересыщены пафосом и патетикой. А отдельные сцены сколочены по банальному трафарету. Например, творческая беседа издателя и писателя разворачивается в уютном кафе (как на дешёвых открытках). Успех отмечается в ресторане с шампанским. А неудачные страницы писательского труда картинно рвутся, комкаются и отправляются куда-то мимо урны... Словом, сколько-нибудь "насмотренному" зрителю эта картина покажется страшно наивной.

Один из считанных адекватных мотивов пойти на этот фильм — посмотреть на, возможно, последнее появление Кевина Спейси на широком экране. Великого, без преувеличения, актёра. На которого обрушился ядовитый залп гнева от десятков жертв его сексуальных домогательств.

Никто не знает, как сложится его судьба после этого и появится ли он ещё в большом кино. Сейчас о Спейси пишут, как о монстре. Количество критики в его адрес колоссальное. Объём грязи, выливаемый на него, необъятный.

Но даже это разрушительное торнадо общественной ненависти не может уничтожить его предыдущие заслуги. Аплодисменты в честь его таланта намного громче кричащих обвинений о его злодеяниях.

Появление Спейси в ленте «За пропастью во ржи» стало одним из считанных достоинств всей этой вялой картины. Его второстепенному персонажу сочувствуешь даже больше, чем главному герою.

«Цепной пёс»

Скрываясь от полиции, трое грабителей попадают в заброшенную промзону. Это криминальное трио издали напоминает Труса, Балбеса и Бывалого из советской классики. Вот только если в комедиях Гайдая бандиты делали глупости и выглядели смешно, то в «Цепном псе» они тоже делают глупости, но пытаются при этом казаться серьёзными.

Опытный престарелый бандит смотрит на всё свысока и рассказывает притчевую историю из личной жизни. Суетливый юнец-наркоман (случайный человек в этой тройке) ничего, кроме проблем, своей команде не приносит и в результате очень скучного поворота сюжета из неё выпадает.

 

А главный генератор драйва в ленте — (Балбес) Эдриан Броуди. В первой половине сценария он загадочно курит и треплется о своей несчастной любви, а также ловких воровских приключениях. А во второй части превращается в нечто среднее между Супер Марио и Джеймсом Бондом. Он эффектно скачет по трубам, лестницам, машинам и заводским цехам, пытаясь убежать от кровожадного пса по кличе ДеНиро.

Этого пса всю жизнь тренировали перегрызать глотки волкодавам, что он успешно и делал в подпольных собачьих боях. Он выходил победителем даже из тех схваток, где против него выставлялось одновременно две собаки. Так что когда эта мускулистая машина смерти не может догнать хилого обкуренного ворюгу в исполнении Броуди становится стыдно за сценаристов этого фильма.

Из трейлера может показаться, что это фильм ужасов. Ведь его действие — согласно законам жанра — разворачивается в замкнутом пространстве, где герои оказались наедине с монстром. Но на деле это оказывается не более чем спотыкающийся экшн.

В первой половине ленты главные герои показываются очень чувственными людьми. Словно на экране не воры, а лирически настроенные доходяги, которые собрались на заседании клуба анонимных наркоманов, чтобы излить друг другу душу. Когда они делятся сокровенными историями из своей жизни, зрителю даётся прямолинейный намёк, что каждый из них — в какой-то мере «цепной пёс». Вот только один сидит на цепи своей жадности, второй — на коротком поводке наркозависимости, а третий привязан к девушке.

Выходит, что полфильма зрителю заливают в уши сентиментальные разговоры. Затем пытаются запугать наивной беготнёй по промзоне. А в итоге всё разрешается хоть и непредсказуемым, но весьма фальшивым финалом... Просто удивляет, как в фильме со столь слабым сценарием согласились сняться такие крупные звёзды, как Антонио Бандерас, Эдриан Броуди и Джон Малкович.

Очень скрупулёзно в ленте воспроизведён индустриальный колорит. Действие разворачивается среди складского, цехового, гаражного и спортзального реквизита, который хочется рассматривать в мельчайших подробностях.

«Цепной пёс» перекликается с криминальной драмой «Перестрелка» Бена Уитли, которая вышла на наши экраны в апреле этого года. Её сюжет также разворачивается в заброшенной промзоне, где собираются преступники, чтобы провернуть сделку. Однако в определённый момент что-то идёт не так, и их встреча превращается в кровавую баню.

«Перестрелка» начинается как комедия, доходит до кульминации уже в обличье боевика, а разрешается всё фатальным триллером. За счёт столь контрастных перепадов атмосферы зажатый в замкнутом пространстве сюжет этой картины смотрится с интересом. А в «Цепном псе» подобные эмоциональные контрасты выглядят не впечатляюще.