Наблюдая за задержанием-освобождением Михеила Саакашвили, поймал себя на мысли: что-то похожее мы уже видели. В августе 2011-го в Печерском суде примерно таким же образом взяли под стражу и увезли Юлию Тимошенко. И вообще, такое впечатление, что украинская политика ходит по кругу: все время кого-то арестовывают и куда-то везут. А генпрокуратура остается главным аргументом в дискуссии власти с оппонентами.
Хотя, по сравнению с августом 2011-го, протестующие стали гораздо более активными. Тогда люди вели себя куда более сдержанно и побаивались ментов. Да что люди — даже народные депутаты их фракции БЮТ призывали протестующих не оказывать сопротивление милиции (теперь бы таких депутатов погнали ссаными тряпками, а тогда еще прислушивались к их увещеваниям). Неудивительно, что Саакашвили отбили. Думаю, если бы не излишне рассудительные соратники Юлии Владимировны, ее тогда тоже могли бы отбить.
Куда более удивительно, что история с арестом Тимошенко ничему не научила нынешнюю власть. Украинцы за последние годы сильно изменились, а вот власти никак не хотят «жить по-новому» (хоть и обещали).
Вообще, один из основополагающих парадоксов украинской политики в том, что каждый президент своими руками создает себе заклятого врага. Для Кравчука это был Кучма (впрочем, у них все происходило более-менее пристойно), для Кучмы — Лазаренко, для Ющенко и Януковича — Тимошенко, для Порошенко — Саакашвили.
Впрочем, у Петра Алексеевича с Михеилом Николозовичем все получилось совсем уж «по-дебильному» (как говорил один известный харьковчанин).
Если Ющенко и Янукович получили Тимошенко как данность украинской политики, с которой следовало считаться, то действующий глава государства создал себе заклятого оппонента буквально с нуля. Кстати, почитайте (только не упадите со смеха), что о Порошенко и Саакашвили писал бывший глава президентской администрации Борис Ложкин немногим более, чем полтора года назад:
«В конце весны [2015] Петр Порошенко вывел на украинскую политическую сцену нового сильного игрока. 30 мая он назначил губернатором Одесской области своего старого товарища — бывшего президента Грузии, 47-летнего Михаила Саакашвили. Это решение было свидетельством того, насколько серьезно и трезво Президент оценивает ситуацию в стране. Новый одесский губернатор должен был изменить сложившийся баланс сил. Выпустить на политическую арену такую крупную фигуру, как Саакашвили, при всей его лояльности к Президенту, было смелым и рискованным шагом... Тому, кто внимательно следит за биографией Президента, в этом решении нет ничего неожиданного. Личная смелость — одно из самых ярких качеств Петра Порошенко». (Борис Ложкин «Четвертая республика»)
На самом деле, эта история яркое свидетельство того, что Порошенко никудышний стратег, плохо разбирающийся в людях и не умеющий просчитывать последствия своих решений. Об этом обязательно стоить вспомнить, когда перед очередными президентскими выборами нам начнут активно впаривать кандидатуру этого «смельчака» (если верить Ложкину). И в чем бы теперь генпрокурор ни обвинял Саакашвили — моральная ответственность отчасти ложится и на президента, который так неосмотрительно «выпустил на политическую арену такую крупную фигуру».
Все-таки гоголевские Иван Иванович и Иван Никифрович остаются архетипическими для украинской политики персонажами. В этой связи еще раз хочу напомнить о необходимости установить памятник этим персонажам Гоголя в центре Киева — в назидание начальству.