На прошлой неделе произошло событие, которое наверняка войдет в школьные учебники по истории: Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарх Филарет сделал шаг навстречу РПЦ. Архиерейский Собор РПЦ заслушал письменное обращение Филарета к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской православной церкви.
Собор воспринял это обращение как шаг к преодолению раскола. В письме содержится просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прощениях и отлучениях... ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами».
И вот 1 декабря на пресс-конференции Предстоятель УПЦ Киевского патриархата патриарх Филарет прокомментировал конфликт между УПЦ и РПЦ. По его словам, примирения как такового не случилось.
По его словам, этого не произошло из-за нежелания РПЦ признавать право Украины на создание самостоятельной поместной православной церкви. Филарет уверяет, что такое право закреплено за всеми независимыми государствами и Украина также имеет на это право, сообщают «Украинские новости».
«Хочу заявить Московскому патриархату и епископату: никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат. Почему? Потому, что у нас есть своя страна», — сказал он.
Филарет также заявил, что Московский патриархат настаивает на том, что УПЦ может быть только в составе РПЦ. При этом он добавил, что РПЦ доверять нельзя.
Есть ли перспектива примирения Филарета и РПЦ, в каком формате и, самое главное, когда это может произойти? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать последствия политических решений на несколько ходов вперед.
Сразу отмечу очень важный момент: ни о каком объединении речь не шла. Речь шла о начале возобновления диалога между двумя церквями. Однако на данном этапе ни одна из сторон не готова к такому объединению.
Это скорее тактическая игра. Зачем она была нужна Филарету — это другой вопрос. У каждого есть свое мнение на этот счет. Насколько я понимаю, инициатива все-таки исходила от РПЦ. Почему Филарет включился в эту игру и какие цели преследовал — это другой вопрос. Тут можно предполагать, что, скорее всего, как опытный и религиозный политик, он решил сыграть на встречном курсе и поднять свой статус. Очевидно, он хотел, чтобы через сам факт такого диалога РПЦ, которая предавала его анафеме и отрицала, пусть косвенно, но признала бы его и, соответственно, признала бы самостоятельный статус Киевского патриархата. Видимо, он преследовал именно эту цель, но игра была достаточно рискованная. Однако, как это часто бывает в процессе таких игр, одна из сторон обязательно пытается "кинуть" другую сторону, что в итоге и произошло.
В основе шага Филарета лежало желание объединения. Как бы цинично это ни звучало, но из-за конфликта с Россией сейчас самое удобное время для таких шагов. Реакция России меня, как минимум, удивила. Я думал, что их реакция будет более серьезной. Дело в том, что предложенный диалог выгоден всем, но то, что произошло, меня очень удивило.
На одном Соборе принимается юридический статус для митрополии и на этом же Соборе принимается решение о создании комиссии об объединении украинских церквей, а секретарем комиссии назначается митрополит Волоколамский РПЦ. Это тоже, как минимум, странно. После такого шага я вообще не понимаю, насколько все это серьезно.
В принципе, сейчас сложно давать оценку тому, что произошло, так как мы уже услышали, что есть две версии письма. Одно письмо было озвучено РПЦ, а есть версия письма УПЦ КП, и было сказано, что никаких просьб о прощении в письме не было и быть не могло. Я считаю, то, что произошло, и активность вокруг того, чтобы предоставить больше автономности ПЦМП Украины, — это четкий сигнал о том, что этот процесс будет долгим, но все-таки будет идти. Будет происходить процесс создания единой поместной православной церкви, и я не исключаю, что активность Филатера связана именно с этим.
Это была попытка поставить жирную точку в вопросе притеснений Украинской православной церкви, которые наблюдались на протяжении последних 4 лет. Я имею в виду разговоры о том, что якобы УПЦ подчиняется Москве и так далее. Кроме того, Филарет ведь прекрасно понимает, что власть не вечна и ему потом будет необходимо как-то жить и работать. Соответственно, будучи высоко религиозным человеком, он и написал это письмо и попросил снять с него анафему. Такой шаг можно объяснить только миролюбивыми желаниями Филарета наконец-то положить конец конфликту, который был искусственно создан политиками вокруг двух ветвей православия.
***
Произойдет ли когда-нибудь объединение двух церквей, покажет время. Хотя, по большому счету, не так уж важно, что скажут политики у микрофонов, куда важнее, что будет происходить в душах и головах прихожан.