Голодомор -- это, пожалуй, самая страшная страница в истории украинского народа. Об этом сложно вспоминать, но невозможно забыть.
7 ноября 2017 года в Палате представителей Конгресса США был представлен проект резолюции, приуроченной к 85-й годовщине Голодомора. По сути, этот документ был важнейшим для признания Голодомора крупнейшими странами мира.
Кстати, в тот же день посол Украины в Великобритании Наталья Галибаренко сообщила, что в ходе дебатов в британском парламенте группа депутатов поддержала призывы признать Голодомор в Украине геноцидом.
Но по факту только 11 стран 22 ноября этого года признали Голодомор геноцидом украинского народа. Речь идет о Грузии, Эквадоре, Эстонии, Колумбии, Латвии, Литве, Мексике, Парагвае, Перу, Польше и Венгрии. На парламентском и региональном уровнях Голодомор признали геноцидом в Австралии, Канаде и Португалии. Исключительно на региональном (муниципальном) уровне соответствующие решения приняли в Аргентине, Бразилии, Великобритании, Испании, Италии и США.
«Законодательными органами Испании, Франции, Чили, Чехии, Словакии, Андорры, Аргентины и Мексики были приняты резолюции по чествованию памяти жертв Голодомора», — скромно добавили в министерстве.
Почему одни страны признают Голодомор геноцидом украинцев, а другие стараются воздержаться? Когда наконец сильные мира сего признают факт геноцида и, самое главное, что нам это даст? Об этом "Фраза" спросила у людей, которые давно не верят в совпадения и умеют просчитывать последствия любых политических решений на несколько ходов вперед.
Признание Голодомора геноцидом сразу всеми странами невозможно. Это невозможно, как минимум, потому, что Голодомор не был геноцидом против украинского народа. В 1932-1933 годах от голода умирали не только украинцы. Люди умирали во многих регионах Советского Союза. Более того, историки так и не смогли найти никаких документов, свидетельствующих о том, что этот голод был специально организован с целью истребления украинцев. Кроме того, признание Голодомора геноцидом украинского народа абсолютно ничего положительного для Украины не несет.
По сути, признание Голодомора геноцидом ничего нам не дает. Это была сумасшедшая идея Ющенко, и он в этом смысле на рынке мемориальных услуг вступил в конфликт с армянской и израильской трагедиями, с Холокостом и армянским геноцидом 1915 года. Поэтому никогда весь мир не признает Голодомор геноцидом украинского народа. Этого не произойдет. Это уникальное явление, и всеобщего признания добиться невозможно. Часть стран признала Голодомор, но я не думаю, что из этого следуют какие-то уникальные выводы. Для Украины это не несет никаких ни позитивных, ни негативных последствий. ООН признала, международные организации признали, мировая общественность, в принципе, на нашей стороне. Этого достаточно.
Признают Голодомор геноцидом страны, которым близка эта проблема. Если говорить о том, почему все-таки не все страны признают Голодомор, то здесь действует логика геополитическая. Многие не голосуют, так как у ряда стран есть схожие проблемы, и тогда встанет вопрос единства требований: если это было принято по Украине, то должно быть принято по другим странам, например, по той же Армении. Здесь дело не в историческом восприятии. Здесь дело в последовательности и создании прецедента. А что касается самого факта, то, я думаю, действительно изначально никто не ставил целью истребление украинцев по этническому признаку. Изначально это было уничтожение конкретных социальных групп, истребление крестьян. Но если это предпринимал Сталин, он не мог не понимать, что больше всего в сфере сельского хозяйства заняты именно украинцы. И даже если изначально это не имело своей целью этническое истребление, то все прекрасно понимали, что больше всего это ударит именно по Украине.
Исторически это можно преподносить, как угодно. Если же говорить о том, что нам это даст, то так вопрос вообще не стоит. Мы же не договариваемся о товарообороте, поэтому, в принципе, не стоит говорить о том, что мы в результате получим. Это просто самоосознание своего исторического прошлого и констатация каких-то исторических событий. Вот и все. Я не думаю, что здесь речь идет о том, чтобы в прикладном смысле Украина получила бы какую-то выгоду или право на сатисфакцию. Мы просто обозначаем какие-то события в нашем прошлом.
Практически все страны мира признают, что Голодомор -- это преступление. Что является барьером для признания Голодомора именно геноцидом? С одной стороны -- позиция России, а с другой -- то, что геноцид -- очень специфическое преступление, в корне которого лежит преследование и уничтожение социальной этнической группы. Именно с этим многие страны не согласны. Они считают, что голод был, было преступление советского режима в отношении собственного народа, но не было преступления в отношении украинцев как этнической нации. Больше всего пострадали казахи, ведь голод был во многих регионах. Именно поэтому многие страны полагают, что Голодомор нельзя считать целенаправленным действием в отношении украинцев, хотя, безусловно, это было преступлением в отношении советского народа.
Кроме того, признание Голодомора геноцидом предполагает юридические последствия. Могут быть разного рода иски к правопреемникам. Я думаю, что геноцидом все страны Голодомор не признают, по крайней мере в обозримой перспективе этого точно не произойдет. Что же касается признания Голодомора преступлением, то эту позицию и так разделяют абсолютно все страны. Если говорить о том, что нам даст признание Голодомора геноцидом, то нужно понимать, что это инструмент для дискредитации советского прошлого. Но, по большому счету, если посмотреть на состав советского руководства, то там было очень много украинцев, поэтому эта логика не особо продуктивна.
Признание Голодомора геноцидом даст нам моральное удовлетворение. Здесь скорее речь идет о моральном факторе, нежели о каких-то прямых политических выгодах. Такой же интерес есть у Израиля и у армян. Это скорее моральный исторический фактор, который в первую очередь имеет моральное значение.
Что касается того, признают ли Голодомор геноцидом все страны, сказать сложно. Я не уверен, что все признали Холокост, уж точно мусульманские страны вряд ли когда-нибудь его признают. Не все признают и геноцид армян. Турция по этому вопросу проводит активную работу. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что Голодомор, именно как геноцид против украинцев, признают все. Дело даже не в том, все признают или не все. Для нас очень важно зафиксировать международное общественное мнение относительно того, что такая трагедия была и что она связана с коммунистическим режимом. Это скорее напоминание на будущее. Признание Голодомора -- это стремление хотя бы частично застраховаться от чего-то подобного в будущем.
***
Самое странное воспоминание моего детства -- мешки с зерном, которые моя бабушка держала в доме в тайном месте, известном только членам семьи. Убедить ее в том, что времена изменились и страшный голод больше не повторится, было нереально. Мы и не пытались. Она лишь время от времени осматривала запасы, следила, чтобы мыши не прогрызли мешки и, если зерно начинало портиться, меняла его на более свежее. Эти мешки стояли в тайном месте до ее смерти. До последней минуты своей жизни она помнила тот ужас, который пережила в детстве, и верила, что в случае повторения кошмара эти мешки дадут ее детям и внукам шанс выжить...