Блюзовый дневник. Отход в сторону Ренессанса, или Что ловить на Jazz Bez

В то время как я размеренно и обстоятельно, нерасторопно и вдохновенно пишу статью о прошедшем недавно блюзовом фестивале и продолжившем его джеме, посвященном Джону Ли Хукеру, в мире музыки продолжают твориться совершеннейшие чудеса — и хочется сделать небольшой предварительный обзор того, что ждет нас в самом начале зимы.

Всю первую половину декабря в шестнадцати городах Украины и Польши будет проходить международный джазовый фестиваль «Jazz Bez». Помимо Львова — который является традиционным центром этого фестиваля — мероприятия состоятся в Киеве, Харькове, Тернополе, Луцке, Ровно, Ивано-Франковске, Ужгороде, Дрогобыче, Краматорске. Но меня, в силу обстоятельств, интересует пока только Киев.

И хотя явных блюзовых команд среди гостей фестиваля (в Киеве, по крайней мере — потому что во Львове, Тернополе и Дрогобыче блюзом может порадовать Дебби Камерон, если захочет, конечно — ее стилевое разнообразие слишком широко, чтобы предсказывать) не наблюдается, интерес к некоторым из них все-таки сродни моему интересу к классическому блюзу. Заодно попробую объяснить один интересный феномен. Почему я здесь о джазе вообще? Дело в том, что блюз — это прежде всего рассказываемая человеком история, его личная драма или драма, которую он «терапевтически» переживает, примеряя на себя обстоятельства. И в любой джазовой композиции, далеко ушедшей от этих негритянских пересказов, мы все равно ищем историю. Джаз, выросший весь из блюза — это тоже способ рассказать историю — он, конечно, далеко ушел от простого изложения темы в структуре ААВ. Это уже не конкретное повествование, рассказанное о какой-то жизненной ситуации, а история твоей собственной жизни — тот материал, из которого ты эту свою жизнь составляешь и тот саундтрек, под звуки которого ты совершаешь свои эстетические жесты, навсегда впечатывая себя в свою собственную память.

Что я хочу этим сказать вообще? «Крепкий черный кофе, пепельница, полная окурков, огромные колонки „JBL“, недочитанный роман (Жоржа Батая или Уильяма Фолкнера), первый осенний свитер, холодное одиночество большого города...» — все это дает мне гораздо больше представления о музыке Телониуса Монка, чем все музыковедческие описания. Потому что любая джазовая композиция (и это тоже идет от блюза) — это, повторюсь, прежде всего история.

В этой связи хотелось бы, конечно, посетить не только концерт, но и мастер-класс участницы фестиваля Марьяны Садовской — «Песни-истории: как проникнуть в суть аутентичной песни». Но Марьяну Садовскую мы все хорошо знаем и не раз ее слышали. А вот среди исполнителей, которых нам предлагает организатор фестиваля в Киеве — «Old Fashioned radio» — меня в первую очередь привлекла польская вокалистка Анна Гадт — и хотя альбом «Renaissance» — это своеобразный джазовый реверанс эпохе Возрождения, и ее «free renaissance», казалось бы, совершенно далек от блюза, попробуйте найти на ю-тубе композицию с этого альбома «Siedząc po niskich brzegach» — вы поймете, почему это меня привлекло, почему это «почти блюз» и почему я упоминаю о ней сразу после Марьяны Садовской.

Анна Гадт (настоящее имя — Анна Степневска) — вокалистка, преподаватель, композитор, которая ищет баланс между словом, мелодией и гармонии.

На ее счету уже пять дисков. Прорывом для Анны стал Гран-при международного конкурса музыкантов «Jazz Struggle», который ей вручил Билли Харпер. Анна является доктором джазового вокала и преподает в Институте джаза в Катовице.

Ну и конечно, как человек, пришедший к блюзу от классического рока (думаю, таких большинство), я сразу вдохновилась тем, что в афише указаны «The Necks». Безусловно, они так же далеки от эпохи блюза, как и Ренессанс — только в другую — футуристическую — сторону, но думаю, вам уже не нужно объяснять, почему это интересно.

Итак, Крис Абрамс, Ллойд Суонтон и Тони Бак — всемирно известное австралийское трио, играющее вместе с Ником Кейвом, Брайаном Ино, Эваном Паркером, «Swans» и другими музыкантами, звучащими дико офигенно, думаю, во многом благодаря им. «The Necks» была создана в 1986 в Сиднее. «Их концерты всегда эксклюзивны, — подсказывает нам анонс от организаторов, — они импровизируют здесь и сейчас, в этом месте и для этой публики». Поэтому очень хочется все-таки попасть на их концерт, хотя билеты не из дешевых. На фестивале «Jazz Bez» группа отмечает свое тридцатилетие. В этом, юбилейном, году они уже успели отыграть австралийский тур с Ником Кейвом, выпустили свой девятнадцатый альбом «Unfold», побывали на гастролях в США и откатали три тура по Европе.

Ну, и безусловно, ни один любитель блюза не упустит случая послушать черного музыканта, пусть он играет пост-боп и нео-боп. Поэтому всем рекомендую хедлайнера этого фестиваля — Марка Тернера, «считающегося одним из наиболее выдающихся американских саксофонистов нашего поколения, которого сравнивают с Джоном Колтрейном и Варном Маршем. Его трио „Fly“ прославилось лучшими альбомами в стиле post bop/neo bop. Марк сотрудничает с такими звездами современного джаза, как Аарон Гольдберг, Курт Розентвинкель, Девид Бинней и др. Его импровизации охватывают сразу несколько октав и отличаются ритмической сложностью исполнения».

На «Jazz Bez» он выступает с квартетом Йохена Рукерта.

Следующие в фокусе — «Dock In Absolute» — фортепианное трио из Люксембурга, также миксующие классический рок, джаз и различные их производные. «Dock In Absolute» — постоянные участники масштабнейших джаз-фестивалей: Yokohama Jazz Promenade Festival (Япония), Luxembourg Jazz Meeting, Shenzhen Jazz Festival (Китай), Shanghai Jay Z, Ploiesti Hot Jazz Summit (Румыния), Berlin B Flat, Jazzit Fest (Турин) и др.
Дальше уже сложно что-то советовать, поскольку у каждого свои пристрастия как в блюзе, так и в джазе — кто-то прется от вокала, а кому интереснее послушать известного клавишника. Поэтому, хочу просто повторить, что на этом фестивале будет что ловить вне зависимости от жанровых пристрастий и тонких вкусовых настроек. Это и трио Михала Мартынюка, участника коллектива известного новозеландского саксофониста Натана Гейнса, и польский квинтет Адама Яжмика, и венгерский квартет Элека Иштвана с Кристи Покшай на вокале. Кстати, в последнем случае шансы на блюз тоже высоки. Так что, делаем ставки!

В Киеве концерты будут проходить с 1 по 9 декабря у 32 Jazz Club на Воздвиженській, 32. Ведущий всех концертов — Алексей Коган.