Подписание Минских договоренностей позволило нашему военному командованию начать резкое увеличение возможностей ВСУ. И прежде всего было принято решение об увеличении численности армии и других структур. В итоге осенью 2014 года мы увидели «взрывное» увеличение количества новых бригад. Из батальонов территориальной обороны стали формироваться мотопехотные бригады, однако была в числе «новых» и одна аэромобильная, получившая стандартный номер — 81-я.
Бойцы бригады перед выездом в Донецкий аэропорт, декабрь 2014 г.
По планам Генштаба бригада должна была базироваться непосредственно на Донбассе недалеко от линии соприкосновения — в Константиновке и Дружковке. Новую бригаду создали путем «ущемления» уже существующих частей. Так, из состава 95-й аэромобильной был выведен 90-й аэромобильный батальон, а из 25-й отдельной воздушно-десантной — 122-й аэромобильный. Кроме того, заново были сформированы 148-й отдельный гаубичный самоходно-артиллерийский дивизион (САУ 2С3 «Акация») и впоследствии из добровольцев 5-я батальонно-тактическая группа (ныне ею командует Герой Украины Игорь Герасименко — высшую награду получил, воюя в составе 95-й бригады).
Правда, стандартных для «аэромобильников» БТР-80 бригаде не досталось — поначалу основным транспортом и средством поддержки на поле боя были артиллерийские тягачи МТ-ЛБ. К лету 2015 года бригада получила некоторое количество БТР-70 — как минимум был перевооружен один батальон.
Практически сразу после боевого слаживания 90-й батальон был отправлен на оборону Донецкого аэропорта. Вот что вспоминал один из бойцов батальона Геннадий Бакуневич: «Готовились мы еще с житомирского полигона. Почти 70 процентов из нас были добровольцами. Все были с „прошлым“: по две-три миротворческие миссии, служба в разнообразных „спецназах“ — люди бывалые. А остальные 30 процентов учились у них».
Сначала 29 ноября зашла 1-я рота батальона, а 5 декабря в остатки терминалов аэропорта зашла по ротации 2-я.
Десантникам бригады достались самые тяжелые 42 дня обороны, когда фактически уже многим было ясно, что аэропорт не удержать. Но, сражаясь в тяжелейших условиях, десантники покрыли себя неувядаемой славой. Именно в составе бригады воевали командир роты огневой поддержки Иван Зубков, который в одном из боев вызвал огонь артиллерии «на себя» (погиб, когда боевики подорвали второй этаж аэропорта, был удостоен звания «Герой Украины», ныне 90-й отдельный аэромобильный батальон носит его имя). Всей Украине стала известна история убийства в плену пулеметчика Игоря Брановицкого, которого боевики после пыток застрелили.
Герои бригады: Иван Зубков (слева) и Игорь Брановицкий
Его товарищ Руслан Боровик из 1-й роты вспоминал: «Игорь был пулеметчиком, но в тот момент отдал пулемет товарищу, так как доставал бойцов из-под завалов. Когда в плену спросили „Кто стрелял?“, кто из них был пулеметчиком, Игорь сказал, что он. За это его долго и страшно били.
Как я узнал от его матери, они еще хотели поставить его на колени, но он не становился. Они стреляли из травматического пистолета по ногам. Когда отдали тело, в коленках были резиновые пули. Его пытали, побили почти до смерти, а потом „моторола“ [россиянин Арсен Павлов, подорван неизвестными в октябре 2016 г. — М. Ж.] подошел и сделал два выстрела ему в голову». Посмертно Игорь Брановицкий был удостоен звания «Герой Украины».
С 90-м батальоном связана и история его командира полковника Олега Кузьминых, который попал в плен в ночь на 20 января 2015 года, когда при попытке прорваться к окруженным в терминале товарищам бронегруппа потеряла в тумане ориентацию на местности и выехала на позиции бандформирования «батальон Сомали». Кроме Кузьминых, тогда в плен попали 8 бойцов. На следующий день боевики опубликовали в Интернете кадры, где полевой командир «Гиви» (некто Михаил Толстых, убит неизвестными в феврале 2017 г. -- М. Ж.) издевался над пленными. Кузьминых был освобожден из плена только 22 мая 2015 года.
Техника 81-й аэромобильной бригады
Разведчиком 81-й бригады был и знаменитый «Рахман» — Андрей Гречанов, который месяц воевал в аэропорту и вышел в числе последних. 30 июля 2015 года он попал в плен к боевикам в районе села Новолуганское Артемовского района, когда разведгруппа возвращалась после выполнения задания в районе Горловки.
22-летний снайпер Александр Кирилюк (30-я механизированная бригада) из группы «Рахмана» попытался уйти — его тут же расстреляли, у Александра остался четырехлетний сын...
«Нашего противника в первую очередь интересовало, кто я такой, — рассказывает Андрей. — Я представился гражданским, мол, приехал по делам бизнеса. Придумал и сразу же сам поверил в эту легенду. Меня подвел амулет в виде пули, который ношу на груди. В Донецком аэропорту эта пуля попала в запасной магазин автомата и застряла в нем. Несколько миллиметров левее или правее — и я бы погиб. Это произошло 14 октября прошлого года, на Покров. Потому я и решил сохранить пулю, она стала моим оберегом. Еще меня выдавали выправка и шрамы от осколочных ранений после аэропорта. Все это дало противнику основания полагать, что я военный. До утра еще удавалось водить их за нос, после чего мне сказали: „Хватит валять дурака!“ И если до этого надо мной просто издевались, били, молотком разбивали пальцы рук, пускали кровь, то теперь пообещали отрезать голову. Это не было запугиванием... Сначала меня пытали на блокпосту неподалеку от Новолуганского, затем в Горловке. Позже отправили в Донецк».
Бригада на очередных учениях
Тут четыре месяца его держали в камере-одиночке. «На улицу меня не выводили. Когда ждал машину перед обменом, у меня от свежего воздуха даже кружилась голова. Месяц или полтора я провел в подвале. Был бы доволен, если бы, как других ребят, отправляли хотя бы подметать двор...
Первые дни после плена меня поместили в карцер. Там было жарко, душно. Он метра четыре в длину, полтора в ширину. Затем перевели в одиночную камеру, где была хотя бы вытяжка».
Только после тяжелейших переговоров его удалось обменять на пленного российского майора Владимира Старкова.
Бойцам бригады пришлось пережить и самую трагическую страницу обороны ДАП — его падение. Как минимум, четверо «киборгов» подорвали себя гранатами, чтобы не попасть в плен.
После окончания боев за ДАП подразделения бригады вели бои в окрестностях Донецка, в районе населенных пунктов Водяное, Авдеевка, Ясиноватая, сводная группа принимала участие в обороне Дебальцево. В целом с ноября 2014-го по май 2017 года безвовратные боевые потери бригады составили 85 человек, причем большая часть погибла в ходе боев за ДАП.
В 2016 году бригада на ротационной основе держала оборону в районе Авдеевской "промки", где понесла потери примерно такие же, как годом ранее при обороне ДАП.
Ныне бригада активно занимается боевым слаживанием, в том числе на полигонах, совершая прыжки как с вертолетов, так и с самолетов. Время от времени десантники активно привлекаются для борьбы с диверсионными группами противника в ближайшем тылу. Ныне командиром бригады является Евгений Мойсюк -- один из поистине легендарных командиров 25-й бригады во время летних боев 2014 года.
Обязательный элемент учений в 2015-2017 гг. -- прыжки с парашютом
В целом можно сказать, что самая молодая из аэромобильных бригад с честью выдержала испытание войной и ныне не уступает по своему профессионализму бригадам довоенной выучки.