9 ноября на украинские экраны вышел стильный детектив «Убийство в «Восточном экспрессе», который впечатляет своей атмосферностью и интригует неожиданными тайниками сюжета. И пока этот экспресс разгоняется к вершине кассовых сборов, по совершенно другому пути не спеша катится меланхоличная мелодрама «Стремглав». Эта впечатляет ошеломительно точным портретом современной украинской реальности.
Стремглав
Пройдут десятилетия. Напористые волны времени смоют практически все следы нынешней негероической эпохи. Останется немного артефактов, которые предельно честно зафиксировали день сегодняшний в нашей стране. Среди них — альбомы «Дахи Брахи» и Джамалы, романы Любко Дереша и Сергея Жадана, пьесы Павла Арье и Наталии Ворожбит, скульптуры Алексея Золотарёва и Жанны Кадыровой... Этот недлинный ряд исчерпывающе точных высказываний нового поколения украинских художников о нашей реальности дополняет фильм Марины Степанской «Стремглав».
Его обязательно стоит посмотреть тем, кто занимается искусством в эту безыскусную эпоху. Кто ищет себя в нашей стране потерь. Кто стремглав бросается вперёд, хотя вокруг — одни тупики.
Сюжет картины разворачивается в современном Киеве. Двоих молодых людей сводит изысканная случайность. Антон пытается начать новую жизнь после лечения. Катя — в предощущении отъезда за рубеж. За спиной у него остался нереализованный музыкальный талант, а у неё — ненужная Академия искусств. Двое разочарованных романтиков. Чем выше были устремления, тем больнее оказалось падение.
«Падение» (Falling) — именно так звучит англоязычное название фильма. За драматической оболочкой этого слова словно кроется романтическая недомолвка — «Falling in love», которое принято переводить, как «влюбился/влюбилась». Но в случае с этим фильмом уместен как раз дословный перевод: Павшие от любви. Когда это чувство разрушает.
Вскоре после встречи Антона и Кати между ними завязывается роман, который заставит их перенастроить навигацию своей жизни. Но надолго ли хватит их любви? И к чему она приведёт?
Лента участвовала в конкурсных программах кинофестивалей в Одессе, Стокгольме, Хайфе, Карловых Варах, а также показывалась на других киносмотрах.
Среди множества затронутых фильмом тем лишь некоторые доведены до высокого смысла. Множество несовершенств режет глаз и в самом сюжете. Однако всякие претензии к сценарию отступают перед тем, насколько точно здесь изображена наша сегодняшняя реальность. Также в картине очень узнаваемо изображены портреты современных молодых людей, зависших где-то между ещё детским очарованием и взрослым разочарованием.
Главные герои пришли в этот фильм словно со страниц романов Ремарка. Вот только отчаяние их родом не столько из войны, кризиса или болезни.
Сколько из какой-то иррациональной тоски. Берущейся то ли из обманутых надежд, то ли из растерянности в этом большом и непонятном мире.
Причины, по которым маются главные герои, сформулированы в фильме невнятно, так что зрителю остаётся во многом лишь догадываться.
Это упадочное состояние, возможно, является эхом позапрошлых поколений. В одной из сцен Катя читает стихотворение поэта Расстрелянного возрождения, которое звучит, словно отголосок трагедии начала ХХ века. Когда была уничтожена творческая интеллигенция нашей страны. Словно та давняя травма от переломанного хребта нашей культуры передалась поколению нынешнему — так и не научившемуся ходить прямо.
В ответ на эти стихи иностранный любовник Кати отметит, что украинцы слишком много внимания уделяют прошлому. И в этом кроется ещё одно возможное объяснение растерянности главных героев: когда не видишь ясной цели впереди, приходится оборачиваться назад.
Источник этой тоски главных героев — отчасти и в самом нашем обществе, которое давит на каждого отдельного человека. Этот постоянный социальный прессинг показан в ленте просто блестяще. Какой-то иррациональный страх проявляется то в виде отголосков войны, то в виде криминала, то в виде семейного неблагополучия, то в конфликте поколений... И даже рядовой кондуктор в трамвае не упустит возможности подстегнуть главных героев просто на ровном месте, ни за что. Социум, в котором человек-человеку — мишень.
Но сами главные герои объясняют свои провалы слабой силой воли. И в их случае это выглядит даже закономерно, ведь обострённая чувствительность творческих людей зачастую попросту не совместима с силой воли.
Исполнительница главной роли Дарья Плахтий без надрыва и лишней экспрессии (с недомолвками) уводит за собой на самые высокие пики эмоций.
Её талант оценили на кинофестивале в Марокко, вручив актёрскую награду. А строгий дед в исполнении Олега Мосийчука — словно собирательный образ предыдущего поколения, в которых гармонично сочетаются суровость и забота, а также принципиальность и умение прощать.
Наверняка список фестивальных наград у «Стремглав» был бы гораздо длиннее, если бы не два обидных недостатка. Пружина действия в фильме ослабевает к финальной сцене настолько, что воспринимается уже без эмоций. Как событийная формальность. Кроме того, создатели картины разговаривают со зрителем настолько серьёзным тоном, словно никто никогда ранее ничего подобного на широкий экран не выводил.
Так что стремительность и целеустремлённость фильма остаётся лишь в самом названии «Стремглав». В то время как вязкий ритм фильма больше напоминает карету "скорой помощи", попавшую в безнадёжную пробку. Так что, сколь бы громко ни выла сирена, у пациента практически нет шансов.
Убийство в «Восточном экспрессе»
Идеальное кино для просмотра после напряжённого рабочего дня. Оно дарит чудесную атмосферу ретро. Даёт возможность вдоволь полюбоваться любимыми актёрами (эффектный Джонни Депп, неожиданная Пенелопа Крус, восходящая звезда «Звёздных войн» Дэйзи Ридли, живая легенда Джуди Денч, роковая Мишель Пфайффер и другие). Поглощает захватывающим сюжетом. Очаровывает горными пейзажами и панорамами старинного Стамбула.
Лента рассказывает о великом сыщике Эркюле Пуаро, который спешит на «Восточном экспрессе» из турецкой столицы в Великобританию. По дороге происходит убийство. Улики указывают на то, что злодей — один из пассажиров поезда. Детектив нехотя берётся за расследование. Но, пытаясь вычислить, на чьих, среди присутствующих, руках кровь жертвы, Пуаро заходит в тупик. Эта загадка оказывается намного более запутанной, нежели казалось на первый взгляд.
Режиссёром и исполнителем главной роли в картине выступил Кеннет Брана, который несколько месяцев назад появлялся в образе генерала в выдающемся «Дюнкерке» Кристофера Нолана (https://fraza.ua/analytics/261201-film-djunkerk-zhizn-druga-vazhnee-smerti-vraga-).
Пятикратный номинант на премию «Оскар» Брана сыграл Эркюля Пуаро в этом фильме чрезвычайно педантично. Сыщик в его исполнении получился щепетильным стилягой, въедливым аналитиком и преданным фанатом своего дела. Его речь изысканно соскакивает с английского на родной французский. Его усы — демонстрируют эталонную укладку, а костюм — безукоризненную аккуратность. Всё это дополняется аристократичными манерами.
Любуешься буквально каждым его появлением в кадре. Тем не менее Пуаро в исполнении Браны несколько уступает образу этого сыщика, который ранее воплотил Дэвид Суше. Если Брана сделал акцент на стиль и эффектность этого персонажа, то Суше, который сыграл этого детектива приблизительно в 70 фильмах, показал Пуаро проницательным аналитиком.
Эркюль Пуаро в исполнении Дэвида Суше
В финале этот фильм выкатывает нехарактерную для популярного американского кино идею о том, что правосудие не всегда соответствует морали.
Обычно же Голливуд пропагандирует верховенство закона над любыми поступками человека.
Но, в любом случае, это кино не претендует на то, чтобы хоть как-то скорректировать позицию отдельного человека по отношению к конституции. «Убийство в «Восточном экспрессе» — это просто возможность перенестись на два часа в уютный и красивый мир, где царят восхитительные виды, люди в элегантных костюмах, изысканные беседы и знаменитые лица звёзд.
Этот фильм станет приятной отдушиной для тех, кто пытается отвлечься от окружающей суеты и беспорядка. И насладиться атмосферной кинофантазией, в которой буквально каждый кадр рассчитан по строгим законам композиции, а всякая незначительная мелочь — милый музейный шедевр.
В определённый момент просмотра начинает казаться, что даже само убийство введено в сюжет лишь для того, чтобы был повод продлить эту экскурсию по былой изящной эпохе.