Блюзовый дневник: в ожидании Восьмого киевского

Когда я писала первый репортаж блюзовой серии о концерте Кита Дана в «Докерзе», в черновиках сделала пометку: «моя личная премия „Просветитель“ уходит Максу Таврическому».

В статью пометка не вошла — тогда мне показалось, что это будет звучать слишком пафосно. Но теперь я думаю, что напрасно засомневалась.

Начнем с того, что сам Макс — превосходный музыкант, который виртуозно исполняет акустический блюз — вокал, гитара, харп и всякие блюзовые прибамбасы вроде казу — цилиндра с бумажной мембраной, искажающей голос при пении (мне больше знакома расческа с папиросной бумагой — аналог этого инструмента). Помимо этого он является, не побоюсь громких слов, ведущим организатором блюзового движения в Украине. С 2006 года Макс устраивает концерты блюзовых музыкантов в Киеве и других городах. В первую очередь, конечно же, украинских, что немаловажно и весьма существенно для того, чтобы блюзовое движение (ценой больших усилий разгоревшееся от чуть ли не единственного «Второго дыхания», которое мы знали в девяностых) не угасало. А также зарубежных, что вообще удивительно, если знать бюджетные возможности организаторов такого рода концертов. Именно Макс организовывал и способствовал организации концертов Гая Дэйвиса (Guy Davis), Боба Марголина (Bob Margolin), Джона Неметта (John Nemeth), Говарда Леви (Howard Levy), Роберта Лайтхауза (Robert Lighthouse), Деррика Биг Уокера (Derrick Big Walker), Матиаша Прибойшского (Matyas Pribojszki), Кита Данна (Keith Dunn) и других блюзовых исполнителей международного класса. Он также является одним из организаторов Киевского международного фестиваля блюза, который проводится в столице уже в восьмой раз.

В этом году фестиваль будет открывать трио Алексея Яровенко — белорусско-украинский проект, созданный музыкантом из Минска. В начале октября мне посчастливилось услышать это трио в том же «Докерзе». Весьма эффектный актер и музыкант Алексей Яровенко появился на сцене в широкополой шляпе и клетчатом пиджаке, который затем так же эффектно снял — и шоу началось. Он не просто пел и играл — он рассказывал историю о каждой песне — трогательные предисловия к «Rolling Stone» и «Use Me». В такой огранке сами композиции звучали потом гораздо ярче.

Поначалу Алексею аккомпанировал только Макс Таврический на гармонике и гитаре, а затем к ним присоединился гитарист Виктор Донцов — оба тоже очень артистичные и запоминающиеся. Каждый хороший вокалист всегда удивляет чем-то особым. У Яровенко очень долгое дыхание, что не может не отражаться на его игре и манере петь — это полный восторг, особенно когда он исполняет «Watch yourself», выбрав перед этим нужную гармонику. Но тут он удивил еще и тем, что после блюзовых стандартов исполнил несколько собственных композиций — очень достойных, как по мне. Нужно заметить, что эти его собственные композиции публика, пришедшая в паб просто отдохнуть, восприняла с гораздо большим энтузиазмом, чем стандарты в первом отделении. Возможно, из-за того, что вместо запутанных и не всегда улавливаемых сложных фраз наши юные соотечественники слышат простые слова, соответствующие их сегодняшнему настроению: «you blow my pretty world away... lie to me but stay with me... I’ve got no money, babe, I’ve got no car...». И в конце концов, эти блюзмены так элегантны. Всего лишь серая шляпа, брюки плюс элегантная рубашка — и все сражены, не то что какой-то Ангус Янг, нелепо скачущий на экране во время их концерта. Сразу вспомнилось знаменитое фото 1967 года с Аленом Делоном, Марианной Фейтфулл и Миком Джаггером, где у Джаггера абсолютно нет шансов на внимание Марианны. А когда элегантный джентльмен поет что-то сногсшибательно простое и трогательное вроде «you don’t love me, babe...», «I get mad when I see my babe...» или «squeeze me honey...», весь зал бешено аплодирует и никто не уходит обиженным.

Надеюсь, открывая фестиваль 12 ноября, они тоже зажгут. После них выступит не менее интересное трио Макса Ватутина, и вместе они, я думаю, отлично подготовят публику к выступлению хедлайнеров фестиваля — Роберта Лайтхауза (Robert Lighthouse) и Биг Крик Слима (Big Creek Slim).
Роберт Лайтхауз — исполнитель, чья первая группа называлась «The Crawling Kingsnake» — по-моему, этого достаточно, чтобы потирать руки в предвкушении. Блюз и психоделика шестидесятых — отличный коктейль для ноябрьского вечера. И как подтверждение этого — список музыкантов, которые повлияли на Роберта: Мадди Уотерз, Доктор Росс, Элмор Джеймс, Джон Ли Хукер и Джими Хендрикс. Критики пишут, что «творчество Лайтхауза — это то, что делал бы сегодня Джими Хендрикс, будь он жив». Ну что ж, у нас будет возможность в этом убедиться. Тем более что «Blues Review» охарактеризовал его игру как «совершенное мастерство». Блюзмен из Дании Биг Крик Слим (Big Creek Slim), как написано в официальном пресс-релизе фестиваля, «является одним из самых успешных молодых исполнителей блюза в Европе, его альбомы подряд занимают ведущие места в европейских блюзовых чартах, а его имя уже трижды собирало все блюзовые награды года в Датском королевстве. За его плечами — бесчисленные фестивали по всему миру, туры со звёздами блюза».

Итак, мы замерли в ожидании.

Напоминаю: концерт состоится 12 ноября в клубе Beletage. Билеты можно приобрести на главных концертных порталах города.

Фото автора