Очередной прорыв «правых» на выборах в Европе. На этот раз националистических партий в Чехии. Такое ощущение, что зарождается новый «интернационал». На этот раз «правый». И, как повелось еще лет сто назад, в значительной своей части ориентированный на Россию.
Я еще в 2014 ом предположил, что всплеск национализма в Украине и сепаратиские тенденции — это опережающий тренд, это будущее, которое в скором времени ждет Европу. И вот мы дожили до Каталонии, Йоббика, АдГ... И это только начало.
Трагедия Украины и украинского национализма в том, что он обслуживает отнюдь не украинские национальные интересы.
За бунтом «правых» в Европе стоит желание проводить самостоятельную экономическую политику. Жестко прагматическую и протекционистскую.
Если европейские ценности, антироссийские санкции, толерантность и мультикультурализм залазят в конкретный карман конкретного француза, немца, чеха или австрийца он сопротивляется и — голосует за «правых». Появляются партии и идеологии, которые обчлуживают этот протест.
Иное дело Украина.
За украинскими майданами, включая последнюю соросовскую версию октября 2017го, торчат уши глобального класса «неолибералов», транснациональных финансов и корпораций.
Парадокс в том, что в Украине националисты и националистическая идеология — ширма для подавления экономического и политического национального суверенитета.
Погром экономики, социальной сферы и украинской государственности осуществляется теми, кто формально стоит на патриотических и «державотворчих» позициях.
В итоге Украина становится чужой в обоих идеологических и геополитических лагерях. Это не единственная растяжка, на которой все больше проседает украинская государственность, но одна из основных.
Посмотрите на лозунги тех, кто сейчас стоит на Майдане. Никто не борется там за новые рабочие места, никто не обещает улучшить инвестиционный климат, сбалансировать импорт и экспорт, налоговую политику, никто не отстаивает прописанные в Конституции социальные гарантии...
Отмена депутатской неприкосновенности, антикоррупционный суд и пропорциональная система — вещи замечательные. Их даже можно реализовать.
Но ничего из вышеперечисленного — рабочих мест, инвестиций, роста экономики и социальной защиты — они тоже не обеспечат.
А что обеспечит? Жесткий экономический протекционизм, который не возможен без восстановления всей полноты национального суверенитета.
И здесь без реального, а не «гибридного» авторитаризма и национализма не обойтись. Пока же Украина не спешит занять свое место в ряду тех стран, которые пытаются изменить существующий порядок, оцениваемый ими как не вполне справедливый. И не в состоянии «передоговориться» на более выгодных для себя условиях ни с «друзьями» , ни с «врагами».
Помните, как у Дюма не смог Дартаньян договориться с Ришелье?
«...все мои друзья находятся среди мушкетёров и гвардейцев короля, а враги, по какой-то непонятной роковой случайности, служат вашему высокопреосвященству...»
В итоге смерть Констанции, горы трупов и масса других неприятностей.
В отличие от Дартаньяна, у Украины не может быть постоянных друзей и врагов. В романах так бывает. В геополитике и экономике — нет.
Хорошо бы вспомнить об этом именно сейчас, когда страна оказалась в кольце стремительно «правеющих» режимов России, Венгрии, Польши, Чехии, Румынии.
Плата Украины за дискредитацию национальной идеи может оказаться очень высокой.