Несколько дней назад СМИ опубликовали информацию о том, что 17 октября лидер «Движения новых сил», экс-глава Одесской ОГА Саакашвили планирует со своими соратниками принять участие в митинге под Верховной Радой, также был анонс о том, что акции пройдут во всех областных центрах Украины.
Во время акции Саакашвили, нардепы, общественные активисты и представители политсил -- таких, как «Альтернатива», «Демальянс», движение «Честно» и другие, планировали провозгласить три требования: создание антикоррупционных судов, отмена депутатской неприкосновенности и принятие нового избирательного закона.
16 октября вечером от Дома профсоюзов в Одессе на трех автобусах в Киев отправилась группа сторонников Саакашвили.
Сбор желающих был назначен на 21:00 возле Дома профсоюзов со стороны Пироговской. Желающих поехать митинговать в Киев собралось не более 150 человек, и все уместились в два автобуса. Третий был заполнен наполовину.
Параллельно радикально настроенные лица готовились осуществить провокации с возможным силовым сценарием, где, как говорят осведомленные источники, планировали применить стрелковое оружие и средства поражения.
В итоге 17 октября с 6.00 в Киеве центральные улицы вокруг правительственного квартала были перекрыты в связи с анонсированными акциями. Правда, в Администрации президента журналистов уверяли, что такие меры безопасности предприняты исключительно в связи с визитом в Украину президента Мальты.
На самом деле правительственный квартал был заблокирован полностью еще с вечера 16 октября.
«В связи с усиленными мерами обеспечения общественной безопасности в центральной части города перекрыты улицы центральной части столицы: ул. Грушевского — от перекрестка ул. Грушевского с Парковой дорогой до станции метро „Арсенальная“; ул. Институтская — от перекрестка улиц Крещатик и Институтской до Кловского спуска и Кловский спуск до перекрестка с ул. Мечникова; ул. Липская — от перекрестка улиц Грушевского и Липской до ул. Институтской», — сообщили в столичной мэрии.
Также было полностью перекрыто движение на ул. Лютеранской, ул. Круглоуниверситетской, ул. Городецкого, ул. Шелковичной и в переулке Крепостном.
17 октября в день проведения митинга порядок обеспечивали три с половиной тысячи правоохранителей. Детям, которые ходят в школы в центре Киева, рекомендовали сидеть дома.
«В настоящее время 3,5 тысячи правоохранителей, в том числе и военнослужащие Национальной гвардии, охраняют общественный порядок в центре города. При осложнении оперативной обстановки есть возможность задействования дополнительных сил», — сказал начальник полиции Киева Андрей Крищенко.
«Рамки установлены для безопасности, они не будут мешать полиции действовать максимально корректно», — добавили в полиции.
Как и стоило ожидать, без столкновений не обошлось. В результате столкновений пострадали как минимум четыре человека, один из них — полицейский. Более того, митингующие под Верховной Радой подбили глаз нардепу Барне.
В итоге в ситуацию пришлось вмешаться Саакашвили. «Не бейте его, отпустите», — пытался уговорить толпу Саакашвили.
В результате участники митинга сделали Барне «коридор позора»: нардепа толкали и оплевывали, когда к нему подбежала полиция и отвела в гостиницу.
Вскоре митинг под ВР стал расходиться. На площади напротив парламента осталось около ста человек. В то же время на проезжей части по Грушевского остаются одиннадцать больших палаток.
Между тем в официальном совместном заявлении организаторов о предварительных итогах акции говорилось о том, что протест был мирным и результативным и его следует продолжать. «Под Верховной Радой в Киеве и в 10 крупных областных центрах Украины мы добились основного: мирного протеста тысяч активных граждан с конкретными требованиями к Верховной Раде и президенту Украины выполнить их предвыборные обещания», — отчитываются активисты.
Организаторы митинга также отметили, что осуждают отдельные действия представителей Нацполиции, которые «злоупотребляя властью и вопреки законодательству, блокировали в помещениях народных депутатов и применили газ и силу к активистам, которые пытались пронести палатки в парламент, хотя палатки были указаны в заявке на проведение акции».
Протестующие также рассказали, что палаточный лагерь будет стоять под парламентом до принятия требований акции, и призвали продолжить протест 19 октября, когда Рада будет голосовать за изменение избирательного законодательства и рассматривать проект закона об отмене неприкосновенности народных депутатов.
«Организаторы акции и участники мобилизационного палаточного городка будут требовать голосования за проект, который ограничивает депутатскую неприкосновенность сейчас», — подчеркнули активисты, напомнив, что Порошенко предлагал законопроект, предусматривающий отмену неприкосновенности в 2020 году.
Уже поздно вечером 17 октября под зданием Верховной Рады начались настоящие беспорядки. Митингующие повалили забор и начали срывать каски со спецназовцев. К забору, который разделял спецназовцев и митингующих, подошли полицейские. Они заявили, что начнут проверять всех, кто заходит и выходит из городка протестующих. Это не понравилось митингующим.
Чем же закончится история с этим митингом? Сможет ли Саакашвили свергнуть Порошенко и есть ли у него хоть какие-то шансы поднять очередной Майдан? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать политические собтия на несколько ходов вперед.
Здесь есть два варианта: либо Саакашвили кто-то развел и дал ему лозунги, о которых Порошенко заранее знал и уже успел их обыграть, либо они просто договорились. Я не исключаю, что это может быть некий сговор между Саакашвили и Порошенко по поводу того, что один подыграет другому с этими тремя требованиями, чтобы уничтожить парламент и сдержать социальную энергию людей. Это нужно для того, чтобы люди не думали о ценах на газ, не думали об инфляции в 50%, а думали о неприкосновенности, о никому не нужном антикоррупционном суде, о какой-то системе выборов. По сути, получился пшик. В данном случае гора родила мышь, то есть Михо родил мышь. Такого абсурда я давно не видел, хотя всегда знал, что Саакашвили – это довольно странный человек.
У Саакашвили есть шанс ослабить Порошенко, свергнуть – нет. Усилить Авакова – да, ослабить в целом власть – да, но свергнуть Порошенко – нет. Майдан – это всегда коллективное лидерство, хотя, конечно же, нужны лидеры-символы, как это было в 2004 году, когда символом был Ющенко. Тогда лидер-символ был результатом избирательной кампании. В данном случае у Саакашвили этого нет. Шансов претендовать на избираемые народом посты у Саакашвили тоже нет, поскольку нет соответствующих конституционно-правовых оснований.
То, что сейчас Саакашвили начинает перетягивать протестное одеяло на себя и предпочитает исключительно соло, а не колективное хоровое протестное пение, может сыграть не на пользу протестующим и самому Саакашвили, а только на пользу власти.
Пока требования Майдана Саакашвили достаточно умеренны, а это значит, что серьезного плана и продуманной стратегии по свержению нынешнего режима, кроме лозунгов, месседжей, речовок и громких заявлений у Саакашвили нет. К тому же вполне очевидно, что видные, знакове оппозиционеры, которые действиельно могли бы придать Майдану массовое, реальное звучание, направленное на результат, например та же Тимошенко, Гриценко и ряд других известных сильных, авторитетных и популярных лидеров, пока держат дистанцию.
Дистанция короткая, они фактчески не отказываются от участия в протесте, но, тем не менее, делают все, чтобы пока держать мягкую дистанцию относительно Саакашвили. Опыт протестных Майданов в Украине показывает, что только объединенная оппозиция, только коллектвное лидерство могут привести к результатам.
Поэтому, возможно, пока это репетиция. Возможно, это легкие точки, но еще не землетрясение. Возможно, это только начало, а через какое-то время будет новая волна протеста и новая волна Майдана, но пока события у Верховной Рады, которе хоть и имеют радикальное звучание, все-таки не очень многочисленны, явно не тянут на то, чтобы повторить опыт 2004 и 2013-2014 годов и подорвать основы существования нынешнего политического режима. И нужно принять, что этот режим пока действует корректно и грамотно, в отличие от власти 2013-2014 годов. В конечном счете сейчас выиграет тот, кто будет поступать умнее. Выиграет тот, кто не допустит провалов и ошибок, кто не будет совершать глупые поступки и играть на обострение. Сейчас, как мне кажется, после такого радикального шага, который был 17 октября, начнется оппозиционная игра, будет взята некая пауза. И именно эта пауза покажет, у кого больше сил, умений, продуманных ходов для того, чтобы спокойно, без скандала, без насилия и, конечно же, без крови переиграть своего оппонента.
Это еще не полновесный Майдан, это только начало. Посмотрим, сможет ли это бурное начало завершиться каким-то серьезным результатом. Пока этот результат просматривается очень слабо.
В такого рода событиях, в ходе их развития и в их исходе очень важен политический фактор. В 2013-2014 годах было все понятно. Было понятно, что Запад списал Януковича после отказа подписать соглашение об ассоциации. Кроме того, он не был своим для западнх партнеров Украины. К тому же Януковичу всегда можно было найти замену: либо Тимошенко, либо Кличко. Сегодня же, если говорить о позиции наших западных партнеров, то их задача – отдалить Порошенко, простимулировать его на реформы, дать понять, что нужно больше энергии, реформ и изменений, поскольку революция вроде бы есть, а изменений нет.
Намерений отказываться от Порошенко и добиваться его свержения сейчас явно нет. А на кого ставить? На Саакашвили? Нет. На Авакова? Тоже нет. Может быть, на Тимошенко, но тут тоже есть вопросы. Поэтому, если говорить о западном геополитическом факторе, то здесь позиция повлиять, но не снимать, отдалить нынешнюю власть, но не свергать нынешний политический режим. Тем более что в случае погружения страны в новый революционный хаос опять-таки могут возникнуть проблемы территориального характера. В конечном счете не стоит забывать, что войну на востоке Украины никто не отменял и боевые действия там идут каждый день, наряду с революционным протестом в Киеве.
С этой точки зрения, миссия Майдана только в том, чтобы стимулировать ряд политических реформ, активизировать их, способствовать переменам, но не свержению нынешней властной команды.
Если говорить о шансах Саакашвили свергнуть Порошенко, то, в принципе, такие шансы есть, но они пока еще не очень значительные. Дело в том, что мы сейчас имеем 80% протестно настроенных граждан, и, конечно же, если оппозиционные политики и тот же Саакашвили найдут ретранслятор для этих граждан, т. е. начнут транслировать их желания, то они получат соответствующую поддержку и получат уличную власть и, самое главное, – инструмент, который позволит, как минимум, ослабить президента.
Здесь есть три варианта: ослабить президента, заставить президента уйти так, как ушел Кучма, т. е. не баллотироваться на следующий срок, и последний вариант – свергнуть президента. Все варианты в той или иной мере возможны, и сейчас мы видим, что уже идет первый вариант. Президент соглашается на какие-то требования оппозиции, т. е. в какой-то мере он делает публичную уступку оппозиции. А это значит, что мы видим определенный момент ослабления президента.
В то же время мне кажется, что то, что сейчас происходит в центре Киева – это не Майдан и не революция. Это пока еще сугубо политическая акция. Профиль участника этой акции – это мужчина средних лет с военной или спортивной подготовкой. Есть, конечно, и другие социальные группы, но в отличие от Майдана 2013-2014 годов они там уже не доминируют. Требования – искусственные, я бы даже сказал, искусственно-политические. Это попытка заигрывать с западными партнерами. Кроме того, для некоторых политических партий, например для «Самопомощи», это попытка реализовать свои предвыборные обещания. Снятие депутатской неприкосновенности – это попытка заигрывания с широкими слоями населения. Это попытка власти перетянуть на себя политическую электоральную повестку дня в преддверии выборов 2019 года. Т. е. это те флажки, с которыми они будут потом идти на выборы 2019 года.
Безусловно, на сегодняшний день нельзя говорить о том, что у Саакашвили есть хоть какие-то шансы отправить Порошенко в отставку. Для разговоров об отставке нет ровным счетом никаких оснований. По большому счету, все эти события так или иначе демонстрируют власти, что пора вносить коррективы. В нынешней ситуации гораздо больше бонусов имеют представители оппозиции, которые могут баллотироваться в парламент. Саакашвили, как мы помним, не может баллотироваться в парламент.
Лично у Саакашвили шансов свергнуть Порошенко нет. Шансы могут быть только у объединенной антипрезидентской оппозиции. Вот если будет совместная скоординованная работа, причем обязательно при массовой поддержке населения, вот тогда такой шанс появится. Пока я не вижу массовой поддержки. Если только Саакашвили будет стремиться свергнуть Порошенко, я думаю, что другие лидеры оппозиции ему в этом помогать не будут. Ни националисты, ни Тимошенко не будут работать на Саакашвили. Это не в их интересах. Если будут совмесные действия и массовая поддержка, тогда такой шанс может появиться. В одиночку Саакашвили не свергнет Порошенко.
***
Первый Майдан мы запомнили как оранжевый праздник, второй на всю жизнь врезался в память залитым кровью асфальтом и массовыми расстрелами мирных жителей. И храни нас, Боже, от того, чтобы мы узнали, каков на вкус третий Майдан.