Каковы особенности женской религиозности? Почему она зачастую нетерпимее, чем мужская? Каковы потенциальные преимущества и риски женского священства в Православной церкви? Гарантирует ли единство в вере религиозное взаимопонимание в семье? На эти и другие вопросы «Фразы» отвечает Наталья Скуратовская, психолог-психотерапевт, преподаватель курса «Практическая пастырская психология», генеральный директор тренинговой компании «Viv Актив».
Многих возмущают слова апостола Павла о женщинах. Мол, с какой стати они должны быть в храме с покрытой головой, молчать, слушаться и повиноваться мужу? Разве это не дискриминация по половому признаку?
Для начала вспомним нормы того общества, в котором это говорилось. Речь идет о социуме, где у женщины не было права голоса и она не принимала участия в решении семейных вопросов, не говоря уже о церковной жизни. Ситуации, конечно, были разные, но в целом первый век — это время, когда вопрос о равенстве полов вообще не стоял.
Слова апостола Павла были адресованы конкретной общине и по конкретному случаю. И связано это, видимо, с тем, что женщины там все-таки не молчали. Я считаю, что переносить вне исторического контекста подобные наставления некорректно.
В той же цитате есть строки, что ходить без платка женщине так же позорно, как и быть стриженой. Вспомним, что в те времена подстригали блудниц — чтобы все видели, что они падшие. Но сейчас другие общественные нормы, которые существенно отличаются от того, что было в первом веке.
Не стоит забывать, что тому же апостолу Павлу принадлежат и другие слова: о том, что женщина и мужчина перед Богом равны. Тогда это была революционная идея, которую привнесло именно христианство.
Также в Новом Завете говорится, что жена должна уважать мужа, как Христа, а муж должен любить жену, как Христос любит Церковь. То есть обязательства взаимны. Причем если от жены требуется просто уважение, то с мужа спрос больше. Как Христос любит Церковь? Он жизнь за нее отдает.
Каковы особенности женской религиозности, если говорить в целом?
Женщины, понятно, все разные и по-разному религиозны. Самая общая особенность — сосредоточенность на отношениях. Женщинам очень важно, как относятся к ним священник и прихожане. В зависимости от этого они могут принимать или не принимать определенный стиль церковной жизни.
С этим же связан и повышенный риск попадания в созависимые, манипулятивные отношения и православные приходы сектантского толка. Если у женщины сформировалась привязанность, она может долго отрицать очевидные факты и ломать себя, чтобы приспособиться к тому, к чему прикипела.
Для прихожанок зачастую важнее обрядовая сторона веры, чем догматическая и богословская. Женщины чувствительны к внешним факторам — ритуалам, одежде, манере речи и так далее.
Что думаете об идее женского священства в Православной церкви?
Если разрешить его сейчас без определенного подготовительного периода, в священство ринутся те самые рьяные и нетерпимые прихожанки, которые нынче создают немало проблем в церковной жизни.
Если посмотреть на опыт западных конфессий, где уже есть женщины-священники, мы видим, что качество их пастырства, как минимум, не хуже, чем в мужском варианте. Связано это с тем, что им приходилось проходить более жесткий отбор и быть на голову сильнее мужчин по интеллектуальному и нравственному уровню.
Кроме того, первые женщины-священники очень строго относились к себе, чтобы осуществлять свое служение наилучшим образом, поскольку это был вызов традициям и на кону стояла репутация женского священства. Поэтому результаты были довольно положительные. Но весь этот процесс занял несколько десятилетий.
У меня нет однозначного мнения, нужно ли вводить женское священство в Православной церкви, но я категорически против, чтобы такое решение, если оно будет принято, было скоропалительным. Учитывая, какие женщины, скорее всего, захотят стать «священницами».
Есть такое мнение, что женская религиозность на самом деле авторитарнее и жестче, чем мужская. Вы согласны с этим?
Да. Обычно женщина гибче, в ней больше готовности подстраиваться, но если она уже приняла определенный образ мысли, основываясь, как правило, на иррациональных представлениях, она будет гораздо нетерпимее отстаивать свою позицию. Поскольку опорой служат эмоциональные факторы, а это — благоприятная почва для различного деструктива.
К слову, в женских монастырях чаще встречаются жесткость и конфликтность, чем в мужских.
Часто ли вы сталкиваетесь со случаями, когда жена и муж православные, но религиозного взаимопонимания, несмотря на единство в вере, не находят?
Такое встречается. Православие допускает разномыслие во многих вопросах. Если у жены один тип религиозности, а у мужа — другой и каждый из них считает, что он прав, это, несомненно, формирует условия для конфликта.
Более того, если один из супругов ради мира в семье старается не озвучивать свое мнение, задвигать себя и якобы смиряться, продолжая считать, что он прав, рано или поздно это с удвоенной силой выходит наружу и может привести к еще более серьезному конфликту.
Наступает момент, когда терпение кончается и высказываются все претензии, которые копились долгие годы. В том числе и по религиозным вопросам.
Наверное, вы неоднократно встречались и с такими ситуациями, когда православные супруги становятся перед дилеммой: жить вместе уже невыносимо, но разводится грешно. Что рекомендуете в таком случае?
Ощущения, что жить вместе больше невозможно, могут не соответствовать реальной ситуации. Семьи переживают определенные кризисы, и это нормально. При благоприятном развитии событий такие периоды могут укреплять взаимопонимание. Проходя через кризисы, супруги нередко находят более глубокие основания для единства.
Для этого нужно, чтобы они, как минимум, были настроены на сохранение семьи, а не на развод. В то же время встречаются, конечно, случаи, когда сохранить брак нельзя по объективным причинам.
Например, ситуация постоянного насилия при абсолютной неготовности агрессора менять свое поведение. Тиран в семье — это не всегда мужчина, а угнетать можно не только физически, но и психологически.
Бывают случаи, связанные с интимными сложностями. Некоторые из них преодолимы, а какие-то — нет.
Исцелить брак невозможно без участия людей, которые в нем состоят. Нельзя дать волшебную таблетку, после которой супруги станут милыми, добрыми и терпимыми. Они должны трудиться сами. Насколько они к этому готовы, настолько и решаемы проблемы.