В последнее время иные представители «элиты» высказывали неадекватную радость по поводу превращения Украины в «аграрную сверхдержаву». Хотя такая перспектива является позором для бывшей авиационной и ракетно-космической страны, но к власти в стране пришли барыги и рагули, и подобный контраст их совершенно не напрягает. Дескать, Украине не нужна «неэффективная» индустрия и лучше она будет кормить своей пшеницей, кукурузой и подсолнечником индустриально развитые страны, например, бурно развивающийся Китай. Тот факт, что в результате будет обогащаться аграрная олигархия, а сельхозугодья, село и страна в целом будут деградировать, естественно, так называемую элиту совершенно не волнует.
Но «звезда аграрной сверхдержавы» начала катиться вниз, так и не взойдя. Как и в случае с черным металлом и прочей продукцией низкого или вовсе нулевого передела, Украина вынуждена расхлебывать все прелести «высокого звания» аграрно-сырьевой периферии глобальной капиталистической системы.
И если производство и экспорт, например, чугуна зависит прежде всего от конъюнктуры цен и спроса-предложения, то в случае с экспортом аграрного сырья и полуфабрикатов к этому добавляется критическая зависимость от погодных условий. После нескольких лет высоких урожаев и роста аграрного экспорта прогнозы на урожай в 2017 году по климатическим причинам не столь утешительны. Холодная весна, заморозки в мае, а также засушливые весна и начало лета вполне ожидаемо привели к тому, что урожай в нынешнем году будет существенно ниже.
Катастрофы пока не ожидается, но уже очевидно, что поступления от экспорта сельхозпродукции сократятся, и это негативно скажется на валютно-финансовой ситуации в стране и затормозит и без того крайне слабый рост экономики, если последний вообще имеет место.
Кроме того, это приведет к росту цен на продукты питания на внутреннем рынке, что подхлестнет инфляцию, и это ударит прежде всего по малообеспеченным слоям населения. Предвестником этого может служить отсутствие в этом году традиционной летней дефляции, обусловленной сезонным удешевлением продуктов питания, летним спадом спроса и деловой активности. Наоборот, фиксируется рост цен на все основные виды продуктов питания по отношению к прошлому году. И это ведь гривна пока стабильна и даже немного ревальвировала! Что будет с ценами, если она опять покатится вниз (а такие прогнозы уже есть)?!
В последние годы неуклонно растет удельный вес сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности в общей структуре товарного экспорта Украины. В 2016 году этот показатель достиг рекордных 42%. И хотя в 2017-м до конца года еще далеко, но уже поставлен новый промежуточный рекорд: за первые четыре месяца 2017-го указанная доля выросла до 43,7%.
Обращает внимание тот факт, что наибольшие темпы роста экспорта показали сахарная и кондитерская отрасли: в 2016 году — в 2 раза, за январь-апрель 2017 года — в 4,2 раза. Налицо, так сказать, шкурный фактор, поскольку не следует лишний раз напоминать, кто в Украине сейчас «главный по кондитерским изделиям».
Причиной столь впечатляющего роста доли сельскохозяйственной продукции в экспорте является не так даже сам рост сельхозпроизводства, как неуклонное падение промышленности и промышленного экспорта, прежде всего продукции машиностроения и глубокой переработки, что ведет к сокращению доли промышленности в экспорте.
Дальнейшее скатывание Украины к статусу аграрно-сырьевой страны подтверждается, в частности, недавним снижением Нацбанком прогноза роста ВВП в 2017 году с 1,9% до 1,6%, несмотря на неплохие показатели внешней торговли за первое полугодие. Причина заключается не только в войне и блокаде Донбасса, но и в невозможности украинской экономики генерировать в прежнем объеме добавленную стоимость из-за скатывания экономики к все более низкому уровню передела.
* * *
Поэтому экономические показатели Украины все более зависят, в том числе, от капризов погоды, как у типичной аграрной страны третьего мира.
Ожидается, что в 2017 году из-за превратностей климата урожай будет значительно меньшим, чем в прошлом году.
По данным Национального научного центра «Институт аграрной экономики», валовой сбор пшеницы в нынешнем году составит не более 21,4 млн тонн, что на 4,2 млн. меньше, чем в прошлом году. Сократится сбор и по целому ряду других видов продукции. По прогнозам центра, по сравнению с прошлым годом ячменя соберут на 23% меньше, гречки — на 9,3%, проса — 51%, овса — 23%, сорго — 17,6%, подсолнечника — 4,8%, сои — 4,5%, сахарной свеклы — 6%, картофеля — 3,1%, овощей — 6,8%, ягод и плодов — 3,7%. В 2017 году средняя урожайность пшеницы составит 34,1 центнера с гектара, тогда как в прошлом году этот показатель составил 42,1 центнера с гектара. Напомним, что именно зерновые, наряду с подсолнечником, являются главным экспортным товаром отечественного сельского хозяйства.
Ассоциация «Украинский клуб агарного бизнеса» дает несколько иные данные по падению сбора сельскохозяйственных культур, но и здесь прогнозы являются неутешительными. По данным ассоциации, по сравнению с 2016 годом падение сбора пшеницы составит 10%, кукурузы — 9%, ячменя — 3%. Имеет место также существенное снижение посевных площадей ячменя на 17%.
Кроме неблагоприятных погодных условий, причиной снижения урожая по всем культурам стало также общее снижение в 2017 году посевных площадей на 2% -- с 14,1 млн. га в 2016-2017 маркетинговом году до 13,8 млн. га в 2017-2018 маркетинговом году.
Кстати, интересные данные для лучшего понимания ситуации. Площадь земель сельскохозяйственного назначения в Украине составляет около 41,7 млн га, то есть около 69% всей площади страны. При этом 77,8% сельхозземель — это пашня. По уровню распаханности земель Украина является лидером в Европе, и в этом нет ничего хорошего. Но, как видим, используется под посевы в 2,3 раза земли меньше, чем потенциально могло бы использоваться. Агротехнические причины оставим специалистам, но если говорить о политико-социальных, то очевидно, что это развал, бардак, воровство, коррупция, модное нынче «рейдерство» (говоря по-нашему, передел собственности), падение уровня производства и внутреннего потребления, технологический упадок, обвал мотивации к производительному труду и так далее.
И это не говоря уже о низкой урожайности. Ведь если в Украине 40 центнеров с гектара пшеницы — за счастье, то в Европе урожайность составляет 60 и выше.
Относительные показатели нынешнего года существенно ухудшает высокий по отечественным меркам прошлогодний урожай, что создает плохую базу для сравнения.
Ухудшение ситуации с урожаем и урожайностью уже видны отчетливо. По данным Госстата, на 6 июля 2017 года было собрано 1,7 миллиона ранних зерновых и зернобобовых, что на 45% ниже показателя минувшего года. Это очень серьезный аргумент в пользу того, что прогнозы на урожай в нынешнем году являются весьма неутешительными.
Наконец, не слишком радужными являются и прогнозы на урожай в мире. По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2017 году ожидается уменьшение валового сбора зерновых в мире, в том числе за счет снижения урожая пшеницы на 2,2% в сравнении с прошлым годом.
* * *
Очевидно, что все это скажется на внутренних ценах как за счет сокращения предложения на внутреннем рынке, так и за счет прогнозируемого роста спроса на внешних рынках. Ведь на экспорт вывозится значительная часть сельхозпродукции, прежде всего пшеница, ежегодный экспорт которой доходит до 70% собранного урожая.
Даже рекордный урожай пшеницы 2016 года и ее высокое внутреннее предложение не уберегли от роста цен на внутреннем рынке, который составил более 20%. Очевидно, что сравнительно низкий урожай в Украине и в мире еще больше подстегнет рост внутренних цен, а следовательно, инфляцию.
Правда, сейчас поступление зерна нового урожая пока несколько снизило закупочные цены на внутреннем рынке пшеницы, включая продовольственную, но в Национальном научном центре «Институт аграрной экономики» полагают, что это явление временное. Хотя рост цен на муку и манную крупу приостановился, цены на хлеб из муки высшего сорта, а также на пшенично-ржаные его сорта продолжают расти. Темпы роста цен на эти виды продовольствия на протяжении мая-июля составили 0,23-1,2%. Если рост цен на внутреннем рынке пшеницы возобновится (что, скорее всего, и произойдет), то стоимость хлеба, муки и круп на внутреннем рынке повысится.
В этом смысле показательным является прошлый 2016-2017 маркетинговый год. Несмотря на рекордный урожай 2016 года, цены на хлебо-булочные изделия и кондитерскую продукцию все равно повысились по сравнению с 2015 годом на 5-10%. Очевидно, что при более низком урожае 2017 года рост цен может только ускориться. При этом слудует учитывать, что и в нынешнем году на фоне низкого урожая и повышенных цен на зерно, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, зернотрейдеры станут массово вывозить сырье за рубеж, что будет неизбежно подстегивать цены на муку, крупы, кондизделия.
Есть еще одно отягчающее обстоятельство. В условиях резкого роста цен на мясо-молочные продукты в последнее время возрастает потребление хлебобулочных изделий. Это ведет к росту цен на последние, особенно с учетом отмены государственного регулирования цен на продукты питания социальной группы, включая соответствующие сорта хлеба.
Итак, следует ожидать роста цен на муку, крупы, а также макаронные, хлебобулочные и кондитерские изделия.
Кроме того, низкий урожай зерновых и реальная возможность их подорожания неизбежно выльются в подорожание кормов для скота и птицы, а следовательно, мяса и яиц, цены на которые в Украине и без того являются высокими, особенно что касается продукции птицеводства, которое ориентировано на экспорт.
А пока цены готовятся к новому прыжку, статистика дает следующие данные относительно роста цен с начала 2017 года на основные продукты питания. Хлеб из муки высшего сорта подорожал на 9,4%, пшенично-ржаной — на 11,24%, макароны — на 4,3%, масло подсолнечное — на 2,4%, сахар — на 7,6%, молоко и молокопродукты — на 7,5-10%.
Если рост цен на основные продукты еще и будет ускоряться, то граждане «аграрной сверхдержавы» рискуют вскоре жить впроголодь!