Генеральная прокуратура, Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура расследуют несколько дел, связанных с «ПриватБанком». В настоящий момент имущество банка арестовано.
Эту информацию подтвердил Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. «Прежде всего, сразу после обращения главы правления банка Александра Шлапака о совершенном преступлении были наложены аресты на ликвидное имущество „ПриватБанка“ и связанных с ним структур — более 700 объектов недвижимости ООО „Приватофис“», — рассказал Генпрокурор.
По его словам, ГПУ в течение последних недель активно допрашивает членов кредитного комитета «Приватбанка». «Готовятся подозрения. Также ГПУ изучает документы и допрашивает ряд работников Нацбанка, которые должны были контролировать процессы в „ПриватБанке“», — добавил Луценко.
Глава правления «Приватбанка» Александр Шлапак на пресс-конференции 4 июля сообщил о возбуждении уголовных дел в отношении бывших собственников учреждения. «В отношении бывших собственников „ПриватБанка“ возбуждено уголовное производство за доведение финучреждения до неплатежеспособности», — заявил Шлапак, не став называть конкретных имен.
При этом он уточнил, что речь идет об уголовном производстве по ст. 218 (Фиктивное банкротство) и ст. 220 (Сокрытие устойчивости финансовой несостоятельности) Уголовного кодекса Украины.
По словам Шлапака, речь идет о кредитах 36 компаниям на 133 млрд грн, которые были выданы в октябре-ноябре 2016 года и за счет которых были погашены кредиты 193 других заемщиков банка, больше половины которых имели ставку 12-12,5% годовых с привязкой к курсу доллара и реальные залоги. Ставка по новым кредитам составила 10,5% годовых, тогда как кредитный комитет банка утвердил ставку 34% годовых, а банк привлекал средства Нацбанка Украины под 22%, у физлиц — под 19%, у юрдлиц — под 14,2%.
«Это вершина финансовой пирамиды ПриватБанка», — подчеркнул Шлапак, добавив, что практически все новые заемщики не вели хозяйственную деятельность, были созданы менее года назад и имели негативное финансовое положение.
Глава правления уточнил, что все 36 кредитов были подписаны бывшим главой правления (на тот момент Александр Дубилет) с превышением полномочий. Нацбанку предоставлялись недостоверные данные по непокрытому кредитному риску и несформированным резервам, а заемщики не проверялись на связанность, их финансовое положение искусственно завышалось.
Министерство финансов Украины на своем сайте обнародовало письмо от 16 декабря 2016 года премьер-министру Украины Владимиру Гройсману от бывших крупнейших акционеров «ПриватБанка» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. В сообщении Минфина отмечается, что срок, до которого бывшие акционеры «ПриватБанка» в одностороннем порядке обязались обеспечить проведение реструктуризации кредитного портфеля банка, истек 1 июля 2017 года. «Согласно информации, которой на данный момент обладает Министерство финансов, значительного прогресса в реструктуризации достигнуто не было», — констатируется в сообщении.
Национальный банк Украины также указывает на то, что срок добровольной реструктуризации кредитов бывших владельцев Приватбанка истек 1 июля 2017 года. «Сейчас можно утверждать, что бывшие владельцы банка не выполнили взятые на себя обязательства, — говорится в заявлении регулятора. — Таким образом, сейчас государство и Приватбанк перешли к юридической процедуре взыскания и реализации соответствующей юридической стратегии, конкретные шаги которой пока не могут быть разглашены».
Как отмечается, банковская процедура будет аналогична обычной процедуре взыскания в случае просрочки долгов, поэтому речь идет в большей степени о принудительном взыскании.
В свою очередь, экс-владелец «Приватбанка», бизнесмен Игорь Коломойский, заявил о неосведомленности представителей НБУ относительно переговорного процесса о реструктуризации долгов связанных с бизнесменом компаний. «Могу сообщить, что бывшие владельцы „Приватбанка“, согласно взятым на себя обязательствам, участвуют в переговорном процессе по реструктуризации своих кредитов с консорциумом компаний, которые получили мандат на представление интересов Минфина и „Приватбанка“, который был согласован с Международным валютным фондом», — заявил Коломойский.
По словам бизнесмена, этот переговорный процесс начался в июне этого года, происходит в штатном режиме и будет продолжаться необходимое для достижения договоренностей время.
«На мой взгляд, информационная шумиха, которую подняли чиновники Национального банка Украины относительно реструктуризации кредитов бывших акционеров „Приватбанка“, связана с неосведомленностью представителей НБУ о происходящем переговорном процессе (к которому они не имеют отношения)», — заключил Коломойский, обвинив руководство Нацбанка в непрофессионализме при принятии решений о национализации «Приватбанка».
Заместитель председателя НБУ Екатерина Рожкова подтвердила, что НБУ действительно не в курсе переговоров о реструктуризации, так как «у нас есть конфликт интересов, мы не вмешивались в эти переговоры — мы являемся регулятором, нам необходим был результат». «На данный момент, уже официально Кабмин уведомил о том, что результата нет, срок вышел. Поэтому следующий шаг — это принудительное взыскание или работа с проблемным портфелем, которую выполняют все банки,в т. ч. государственные», — объяснила чиновница.
«Перед национализацией там действительно происходили определенные, по нашему убеждению, незаконные действия». «„ПриватБанк“ имел собственные корсчета в дочернем банке в Латвии и в банке на Кипре. Средства этих корсчетов за ночь исчезли, зато появилась дебиторская задолженность. Речь идет примерно о 12 млрд грн. Это произошло в последние дни перед национализацией. В последние дни средства, которые находились на счетах связанных с банком лиц, также были выведены из банка. Но это точно не основная сумма. Потому что мы с вами говорили о 184 млрд грн обесцененного портфеля, и эти 12 млрд также есть их частью», — добавила она.
Говоря о письмах бывших владельцев банка с просьбой его национализировать, то, по словам Рожковой, «в письме, которое получил Нацбанк, были более детально описаны условия реструктуризации». «А именно: все кредиты, которые сегодня есть на балансе банка и которые не имеют реального обеспечения, и заемщики, финансовое состояние которых в принципе не соответствует здравому рассудку и регуляторным требованиям, должны быть переведены на компании, которые имеют реальную выручку, ведут реальную производственную деятельность, имеют реальные производственные мощности. И источники ведения этой деятельности должны стать источниками для погашения этих кредитов. И снова-таки, они должны предоставить твердые залоги», — рассказала замглавы НБУ, добавив, что ни одно из этих обязательств не было выполнено.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман, комментируя информацию о том, что экс-собственники банка не выполняют свои обязательства, заявил: «Если обязательства выполнены, то по ним будут соответствующие решения, если они не выполнены, в том числе Национальный банк это засвидетельствует и потом наступает уголовная ответственность за невыполнение закона. Это вопрос юридической работы. Пока не буду много говорить, чтобы не навредить государственному интересу».
Заместитель главы Национального банка Украины Александр Савченко высказал убеждение, что бывшие владельцы ПриватБанка не только не будут выполнять свои обязательства, но и всячески препятствовать усилению залога: «Зная 25-летнюю историю ПриватБанка, не стоит надеяться, что так легко можно будет получить дополнительный залог. Скорее всего, наоборот, — другая сторона будет делать все, чтобы не усиливать его, а значит, кредиты, нарисованные на бумаге, имеющие номинал в десятки миллиардов гривен, на самом деле не стоят ничего».
Кроме того, по убеждению Савченко, чтобы не потерять деньги, «необходимо было отключить электричество в Киеве и Днепре на 15-20 минут». «Об этой операции (национализации) должны были знать несколько человек — президент Украины, глава НБУ и СБУ, а также министр энергетики. Чтобы национализировать ПриватБанк техническим способом, необходимо было отключить электричество в Киеве и Днепре на 15-20 минут, завести туда представителей нового владельца и тогда, допускаю, что миллиарды, которые вышли из ПриватБанка, могли бы остаться у украинского государства, а значит, не было бы таких сумасшедших потерь, которые оценивают приблизительно в 200 млрд гривен», — заключил Савченко.
Супруга бывшего директора по информационным технологиям «ПриватБанка» Ольга Дубилет (Бойко) на своей странице в Facebook обвинила в «решении о захвате банка» из-за «нежной дружбы с председателем НБУ» Валерией Гонтаревой директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард. Впоследствии ее аккаунт исчез, однако репост можно найти на странице группы DNDZ.
Кроме того, скриншот заявления Ольги Бойко представлен на сайте Цензор.Нет и FB-странице некоего Дмитрия Комиссарова.
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак считает, что Национальному банку Украины будет сложно добиться взыскания у бывших руководителей «ПриватБанка». «Необходимо сказать, что на наших глазах разыгрывается масштабный финансовый фарс ценой в 155 миллиардов гривен. При этом бывшие руководители ПриватБанка заявляют, что они берут на себя обязательства по сумме в 9,5 миллиарда гривен, а другую часть при этом не признают. Поэтому если будет происходить взыскание, прямое или принудительное, очень сложно себе представить, как Национальный банк Украины сможет взыскать если не все 155 миллиардов, то хотя бы 115 миллиардов гривен, которые первично были заявлены как долг предыдущих руководителей во время национализации», — объяснил экономист.
По его словам, если говорить об аресте финансовых активов на счетах руководителей ПриватБанка, то факт, что они могли удерживать эти активы под своим именем или фирмой, вызывает сомнения. Как утверждает Новак, сейчас будет очень сложно определить всю цепочку финансовых операций.
Руководитель общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб убежден, что банковская система страны — это пирамида, о чем прекрасно знают в Нацбанке Украины, который видит все транзакции. «НБУ все прекрасно знал. Сейчас они влили 150 млрд гривен из денег налогоплательнищиков и на кону — еще 200. Коломойский сегодня занял позицию обжалования, но об этой позиции было известно изначально, так как подобные действия выгодны — ведь банк „очистят“ за государственный счет. А платим за махинацию мы — налогоплательщики!» — заявил эксперт.
Экономический эксперт Владимир Сиденко уверен, что главная проблема, связанная с банком заключается в том, что это вопрос не сугубо экономический, и решает не экономическими методами. «Есть серьезная политическая подоплека. В частности, некоторые политические силы зависят от финансирования, которое осуществлял Коломойский, поэтому вероятно дальнейшее политическое обострение», — объяснил Сиденко, подчеркнув, что «тот механизм, который был выбран, с точки зрения нормальной практики других стран несколько сомнителен». «Фактически, сейчас налогоплательщики, то есть все граждане, вынуждены расплачиваться за чьи-то коммерческие провалы. Это недопустимо в цивилизованных государствах. Предсказать, каким будет конечный результат, сложно», — добавил эксперт.
На его взгляд, наиболее вероятно, что через некоторое время стороны достигнут какого-то нового компромисса. «Но пока отставка Шлапака свидетельствует о том, что путей решения проблемы нет. В нашем государстве ожидать можно всего. Много уже произошло такого, что трудно себе представить в тех странах, где правит закон. Когда основноым фактором выступает политическая целесообразность, договоренности, можно ожидать даже того, что Коломойский вернет себе ПриватБанк», — заключил Владимир Сиденко.
Пользователи соцсетей с интересом восприняли информацию о махинациях в «Приватбанке», и возможной уголовной ответственности тех, кто к ним был причастен. Некоторые даже увидели параллели с аналогичными ситуациями в сопредельных государствах.