Топ-5 фильмов об АТО, которые стоит посмотреть

Об АТО, о войне в Украине было снято уже несколько десятков фильмов, практически все из которых — документальные. Многие из них носят патриотический или пропагандисткий характер: не переосмысляют события, а ретранслируют правительственные месседжи. На этом фоне выделяются пять картин, которые являются внятным творческим высказыванием о событиях на Донбассе.

«Иней» (2017) Шарунас Бартас

Фильм был впервые показан в рамках параллельной программы Каннского кинофестиваля «Двухнедельник режиссёров». А его украинская премьера состоится в основном конкурсе Одесского кинофеста, который пройдёт с 14 по 22 июля. После этого, не раньше осени, лента обещает выйти в кинотеатрах.

В центре сюжета — литовец по имени Рокас, который вместе со своей девушкой отправляется на микроавтобусе на Донбасс. Они везут гуманитарную помощь. В ходе путешествия они встречают французских журналистов, одного из которых сыграла Ванесса Паради (экс-супруга Джонни Деппа), военных, а также обычных украинцев.

Добравшись в т. н. серую зону (территорию между террористами и украинскими войсками), они становятся свидетелями страданий мирного населения, а также настоящих военных действий.

 

После неудачной ленты «Плен» Анатолия Матешко эта картина является первым серьёзным высказыванием об АТО в игровом кино. То, что фильм снят именно литовским режиссёром, даёт возможность взглянуть на актуальные события со стороны. Глазами иностранца. Так что эмоциональность здесь опирается не на патриотические настроения, а на общечеловеческие ценности.

«Добровольцы божьей четы» (2015) Леонид Кантер и Иван Ясний

Одна из наиболее эмоциональных и динамичных документальных картин об АТО. Она сосредоточена на бойцах, воевавших в Донецком аэропорту и возле посёлка Пески. При этом авторы фильма сосредоточились на тех, кто пришёл на фронт по зову сердца, а не по иным рациональным причинам.

Чтобы детальнее показать образ существования на войне и боевые действия, режиссёры долгое время жили вместе с киборгами и бойцами батальона «Добровольческий Украинский корпус».

Многие кадры здесь сняты непосредственно во время боёв в аэропорту, что является абсолютно уникальным материалом и создаёт сильный эффект присутствия и погружения в события.

 

«Я искал боевой батальон, где люди не занимаются „показухой“, где не будут пьянствовать, где будет уважение друг к другу... Это Добровольческий Украинский корпус — батальон, сформированный „Правым сектором“, который вобрал в себя все патриотические организации. Батальон, который служит без официального статуса (они не подчинены ни МВД, ни Минобороны). Находящийся на самообеспечении. При построении они не „отдают честь“, а снимают шапки и тихо, кто как умеет, молятся. У них нет показательного шествия. Батальон, для которого высшей наградой является попасть на передовую», — рассказывает Кантер.

Сами создатели признают, что фильм вышел несколько пафосным. Но, как добавляют создатели, «эти герои заслуживают быть воспетыми».
Также примечательно, что столь сложная картина была создана исключительно на энтузиазме, без участия студий и госфинансирования.

«Десять секунд» (2016) Юлия Гонтарук

Лента была признана Национальным союзом кинематографистов Украины «Лучшим неигровым фильмом 2016 года», а также номинировалась на премию «Золотая Дзига» и получила награду на Docudays UA .

Ровно десять секунд длился обстрел Мариуполя террористами в 2014 году. Стреляли из «Градов». Это случилось в будний день в десять часов утра. Десять секунд, которые полностью изменили жизнь всего города.

Сама картина снималась через неделю после того, как это случилось. Однако в ней использовались кадры, снятые сразу после трагедии.

 

Этот фильм предельно честно показывает людей, которые сейчас живут в Мариуполе. Описывает то, как они пережили эту трагедию. При этом авторы картины уважительно относятся к мнению каждого жителя города, вне зависимости от его мировоззрения и политической позиции. Поэтому лента даёт понять, что Мариуполь на момент её создания был городом, который приблизительно в одинаковой мере поддерживал как Украину, так и Россию.

«Десять секунд» дают утвердительный ответ на вопрос «есть ли жизнь во время войны?». Продюсер фильма отмечает, что это позитивная картина: «Несмотря на то, что лента о страшных и трагических событиях, она светлая. Этот фильм о том, что жизнь сильнее, чем смерть. Даже если разрушится крыша в доме, то вы все равно будете вечером собираться на ужин и приглашать соседей, у которых нет половины дома. После обстрела люди не разучились смеяться, улыбаться и верить в лучшее».

«Блиндаж» (2016, «Вавилон’13»)

Ещё один проект творческого объединения «Вавилон’13», которое внимательно документирует все революционные и военные события в Украине, начиная с 30 ноября 2013 года. Изначально этот проект был едва ли не единственным объективным зеркалом происходящего в стране. Он объединил силы молодых кинематографистов, которые на энтузиазме сняли уже несколько сотен документальных лент и роликов, около десяти полнометражных проектов, а в прошлом году запустили ещё и целый сериал «Блиндаж».

Он состоит из коротких (3-6 минут) серий, в которых с грустью и с юмором описываются случаи с бойцами АТО, которые происходят во время дежурств. В основу каждого сюжета положена реальная история.

 

«Блиндаж» является долгожданным игровым проектом «Вавилон’13», который ранее работал лишь на территории документального кино. История современного украинского кино ранее ещё не знала подобных примеров того, когда по совершенно реальным событиям из жизни оперативно снимались бы игровые фильмы. «Вавилон’13» во главе со своим вдохновителем Владимиром Тихим продолжает задавать тренд развития нашего кинематографа.

«Переломный момент: Война за демократию в Украине» (2016) Марк Джонатан Харрис и Олесь Санин

Широкая панорама этого фильма охватывает драматичные 2013-2016 годы. Кроме АТО, здесь показывается Евромайдан, аннексия Крыма, падение Boeing МН-17 и другие ключевые события в Украине.

 

Среди десятков других картин, отображающих историю нашей страны последних лет, эта выделяется своим высочайшим качеством и голливудскими стандартами съёмки.

Полтора часа окончательного хронометража были смонтированы из 600 часов отснятого материала. Были проведены 86 интервью с самыми разными участниками событий. А окончательная версия фильма перемонтировалась четыре раза. А со-режиссёром выступил Марк Джонатан Харрис, который дважды удостаивался премии «Оскар».

Эта картина очень внятно доносит до зарубежного зрителя украинскую точку зрения на события в нашей стране.

«Когда во время церемонии награждения я выразил благодарность украинскому народу за то, что во времена „альтернативных фактов“ и „фейковых новостей“ они до сих пор верят в то, что „правда — превыше всего“, аудитория в 800 зрителей взорвалась 30-секундными аплодисментами», — вспоминает Харрис. Фильм получил призы на кинофестивалях в Сан-Луис-Обиспо и EtCultura (Флорида, США).

Число фильмов об АТО активно растёт. С этого года начали активно выходить масштабные игровые картины о событиях на Донбассе. Весной появился вышеупомянутый «Иней», а 6 декабря стартует прокат «Киборгов» Ахтема Сеитаблаева. Также готовится двухсерийное продолжение сериала «Гвардия» Алексея Шапарева. А на следующий год запланирован выход военного детектива «Позывной Бандерас» Зазы Буадзе. О своих планах снять фильмы про войну на Донбассе говорили и многие другие режиссёры.

В самом же начале военных действий на востоке Украины Россия активнее нас выпускала телепередачи и фильмы, которые пропагандировали кремлёвские месседжи. Кино- и телеиндустрия наших северных соседей была лучше готова к такой массированной атаке на умы зрителей. Однако сегодня, спустя три года после начала АТО, стало ясно, что Украина создаёт хоть и меньше фильмов на эту тему, но по своему качеству они существенно выше. Ведь ни одна пропагандистская российская лента не попадала в конкурсные программы Каннского и других престижных кинофестивалей.