С июня этого года украинские банки стали жестче проверять операции своих клиентов, так как Нацбанк утвердил постановление № 43, согласно которому обязательному финансовому мониторингу в нашей стране подлежат не только операции физлиц свыше 150 тыс. грн, но и перечисления нерезидентов на сумму до $50 тыс.
Объясню проще: у нас продолжается рьяная борьба со всем плохим во имя всего хорошего. Если вы «миллионер», у которого есть аж 150 тысяч гривен, будьте добры, отчитайтесь перед банком, откуда они у вас взялись, иначе банк вас обслуживать не будет. На первый взгляд ничего не вызывает противоречия и даже кажется логичным. Но это только на первый взгляд.
Банкиры стали интересоваться доходами населения, в основном при оформлении денежных переводов на «значительные суммы». Причем речь идет о переводе денег по любой причине: от перевода другому человеку до платежа в адрес коммунального предприятия либо строительной компании (за покупаемую квартиру).
В качестве подтверждающих документов могут выступать: декларация об имущественном состоянии и доходах с отметкой контролирующего органа Украины о ее получении, договор купли-продажи имущества, договор аренды, справка о получении заработной платы, и т. д.
Физические лица помимо документов, подтверждающих основание для осуществления перевода, должны предоставить информацию (документы), подтверждающую свои финансовые возможности, источники происхождения собственных средств.
Если человек не смог подать документ, подтверждающий, что перечисляемые им деньги честно заработаны или получены от официальной сделки, банки отказываются проводить операцию по переводу средств вне зависимости от месторасположения адресата.
Забавно, не правда ли? Кстати, сами банки уже недвусмысленно заявили, что планируют повысить цены на свои услуги, так как более тщательный мониторинг клиентов требует серьезной переквалификации сотрудников.
Что же мы по факту имеем: 150 тысяч гривен, которые вы теперь не сможете перечислить на чей-то счет без справки о доходах — это всего-навсего 5 тысяч долларов, по большому счету, не такая уж сумасшедшая сумма. А если учесть, что 70% украинцев работают без официального трудоустройства и все об этом прекрасно знают, возникает вопрос: а как быть людям, которые много лет копили на покупку дачи, квартиры или машины, но при этом трудовая книжка у них лежит дома? Где им взять эту самую справку о доходах, и этично ли вообще говорить о каких-то справках ради 5 тысяч долларов в тот момент, когда политики декларируют «честно заработанные» миллионы и выводят в офшоры госбюджет Украины? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать последствия политических решений на несколько ходов вперед.
Такие ограничения могут привести к окончательному краху банковский системы, люди просто не будут держать деньги на счетах и на депозитах. Люди просто будут прятать свои деньги, так как это борьба с последствиями, а не с причиной. То, что сейчас происходит, это наглая попытка квазизаконными методами осуществлять конфискацию денежных средств у далеко не самых богатых граждан. На фоне дикой коррупции, на фоне колоссального социального и имущественного неравенства, безнаказанности правящих элит, у которых не пару тысяч долларов, а миллионы и миллиарды, это может просто спровоцировать социальный взрыв и всеобщее социальное недовольство.
При таком дичайшем социальном неравенстве, при такой коррупции у людей начинают забирать какие-то остатки сбережений, на которые они еще как-то исхитряются поддерживать штаны, т. е. у людей хотят забрать последнее. Это может спровоцировать серьезный бунт. Теневая экономика и теневое распределение средств через серые схемы и выплаты зарплат в конвертах несколько смягчали социальное неравенство и кричащее имущественное отличие и социальную напряженность. А если сейчас антикоррупционные финансовые меры будут бить не по богатым, не по мульти-миллионерам, по которым действительно нужно ударить, тем самым обезглавив коррупцию, а по тем, кто еще не совсем бедный, то тут выход один: или наблюдать за тем, как представитель среднего класса стремительно превращается в бедного, либо протестовать против этого.
Понятно, что это не коснется самых бедных и самых богатых. Это касается той средней прослойки, которая еще как-то выживала и поддерживала стабильный уровень собственной жизни, хотя с каждым годом и каждым днем делать это все сложнее и сложнее.
Если сейчас с целью борьбы с коррупцией будут бить не по штабам коррупции, а по простым солдатам, которым перепадает какой-то кусок серой зарплаты, то тогда нас будут ждать очень сложные и нестабильные времена. Это приведет к внутренней социальной дестабилизации, обостряя и без того очень острые имущественные, финансовые и социальные проблемы.
Несомненно, так или иначе любое государство всегда ищет способы контроля черного оборота денег, поэтому в том, что происходит, по большому счету, нет ничего удивительного. То, что это происходит без нулевой декларации, конечно, грустно. Прежде чем делать такие вещи, следовало бы принять закон о нулевой декларации, это вне всякого сомнения. И только после этого можно было бы вводить какие-то ограничения.
Во всей этой истории самое неприятное, что политики, благодаря электронному декларированию, задекларировали свои миллионы, и их никто не спрашивает, откуда они их получили. Человек задекларировал 5-10 миллионов, и к нему нет никаких вопросов о природе получения этих средств, он может покупать на них все, что угодно. Т. е. у них вообще нет никаких проблем, так как, задекларировав средства, они фактически их легализировали.
Что касается украинцев, то у нас действительно более половины населения работают без официального оформления, и то, что мы сейчас видим, — это попытка контролировать деньги украинцев, которые люди хранят под матрасами. Люди найдут выход, они просто будут осуществлять банковские переводы, разбивая крупную сумму на тысячу маленьких кусочков. По отношению к людям это просто нечестно. Такие ограничения можно вводить только после того, как у людей будет возможность задекларировать свои деньги и свое имущество. Люди должны получить возможность на декларацию, как это сделали политики. Пускай это будет нулевое декларирование, может, кто-то задекларирует 50-70 долларов, не важно, но только после этого можно было бы вводить какие-то ограничения. А сейчас приведет к очередной волне мошенничества и к очередной волне проблем.
У нас месяц назад были массовые аресты налоговиков с вертолетами. И что было потом? 80% арестованных сразу же отпустили. Это не потому, что нынешние налоговики такие гуманисты, просто они беднее своих предшественников. А теперь украинский вид спорта «ловить коррупционера и отпускать его за определенную сумму» перенесется и на низший уровень. Люди начнут создавать теневой рынок услуг и фальшивых справок. Вот и все, а банки при этом будут спокойно на этом зарабатывать, а те же самые налоговики -- спокойно закрывать глаза, когда часть суммы будет переходить к ним. Вот и все. То, что сейчас происходит, породит новые и достаточно приземленные способы ухода от выполнения очередного постановления.
У американцев есть один очень интересный термин: «администрирование политического решения». Т. е. мало принять что-то стоящее, попадающее в какие-то идеологические рамки, но нужно поднять вопрос о том, насколько это выполнимо. Т. е. если это сложно выполнимо, они пытаются найти другое решение. Так вот такого рода решение Нацбанка о справках не породит резкое увеличение налоговой базы и дополнительных источников, как думают Министерство финансов и Нацбанк. Оно породит новый тип коррупционных услуг, вот и все. И то, что стоило 150 тысяч гривен, теперь будет стоить 170 тысяч гривен, т. е. 20 тысяч будут уходить на получение нужной справки.
Это создаст дополнительный заработок для банков, поскольку банки будут активно печатать левые справки о том, что на счет такого-то физлица поступала такая-то сумма ежемесячно. Это будет абсолютная липа, но это даст возможность коммерческим банкам брать за эту справку от 100 до 200 гривен в зависимости от банка. Поэтому, безусловно, это дополнительный заработок банкам.
Изначально это было введено для детенизации доходов украинцев, однако я не верю в то, что на самом деле это может привести к существенной детенизации. Намного более эффективной была бы налоговая либерализация и стимулирование предприятий платить зарплату не в конвертах, а работать «по-белому». Но учитывая то, как украинское государство распоряжается налогами, ясно, что у предпринимателей сегодня нет ни малейшего желания платить людям белую зарплату.
Что касается реакции народа на всю эту ситуацию, то я не верю в кровавые бунты в Украине, тем более когда народ находится фактически за чертой бедности. Украинцы просто будут стараться обойти эту норму, т. е. будут разбивать сумму на более мелкие платежи либо при покупке чего-то серьезного платить наличкой, как это происходило и ранее. Т. е. люди будут какую-то минимальную сумму платить по безналу, просто чтобы зафиксировать сам факт проплаты, а основная сумма будет идти наличкой.
***
Каждый раз, когда мне кажется, что за 20 с лишним лет журналистской практики я видела уже все и наши политики уже, в принципе, не смогут меня чем-то удивить, они обязательно придумывают что-то новое. Не так давно мы все дружно ждали «покращення» и во всех бедах винили «папередников», потом мы так же дружно мечтали о безвизе, который, по большому счету, оказался не таким уж бесценным. Сейчас мы все массово «боремся» с коррупцией. Проблема лишь в том, что когда после эффектного ареста перед телекамерами коррупционер уже на следующий день выходит под залог в несколько миллионов, почему-то никто не спрашивает, на какой халтуре он заработал эти самые миллионы. Но зато мы с вами должны будем отчитаться даже за несчастные 5 тысяч долларов. Интересная у нас получается «борьба с коррупцией», не находите?