Alfa Jazz Fest 2017: штормящий кайф

До 27 июня во Львове продолжается Alfa Jazz Fest — самый масштабный в Украине джазовый фестиваль, который проходит уже в седьмой раз. На этот раз он длится пять дней. В его рамках выступит больше 200 музыкантов из 15 стран. Этот фест — яркая вспышка, состоящая из пляски воображения, спазмов счастья и фонтанирующего кайфа. Чтобы ощутить всё это — необходимо лишь прогуляться между несколькими его сценами и прислушаться к тем, кто на них выступает.

Для нас Alfa Jazz Fest начался с мастер-класса трубача Ханса Питера Салентина в музыкальной Академии им. Николая Лысенко. Маэстро начал своё общение с публикой с потрясающего в своей символической мощи перформанса: сев за рояль, он приоткрыл немного его крышку и стильно вырисовал на трубе несколько тихих мотивов. Струны рояля отзывались на звуки трубы небесной гармонией.


Фото: Ханс Питер Селентин (Автор снимка: Андрей Олифиренко)

Затем он начал дирижировать публикой, изящно вырезая в пространстве хрупкие формы звуков. Аудитория искрилась цоканьем, шипением и лепетанием, которое он задавал. Разрозненные, незнакомые друг с другом люди в зале обрели искреннее взаимопонимание и единство. Хаос расцвёл гармонией. Сам же Салентин при этом отпускал спонтанные импровизации, которые напоминали путешествие по радуге.

«Кто-то из вас просто щёлкает пальцами или напевает две-три ноты в такт. Но когда я этому подыгрываю — получается полноценная музыка. Нас объединила идея мелодии — и мы почувствовали единую гармонию. Так же и Алексей Коган создал идею этого фестиваля, вокруг которой собрались люди. Все те, кто занимается здесь такими простыми вещами, как парковка или раздача листовок на площади — все эти люди держат свой простой ритм. А Коган создаёт на основе этого идею большого праздника. И благодаря этому рождается Alfa Jazz Fest», — молвил Ханс Питер.

Фото: Алексей Коган встречает Ханса Питера Салентина

Во время его мастер-класса город просыпался. Когда он чутко выплетал мелодии — из внешнего мира неожиданно прорвались звуки саксофона.

Маэстро подхватил этот случайный музыкальный отзвук и ответил на него гармоничным пируэтом. «Я не зацикливаюсь только на своей мелодии. А вслушиваюсь в то, что происходит вокруг и пытаюсь подхватить любой случайный ритм... Чтобы освоить такой опыт — не нужно годами изучать музыку. Знания — далеко не главное. Когда я начинал заниматься музыкой, то мой профессор сказал, что я должен выучить всё, а потом сразу же всё это забыть... Нужно просто быть открытым ко всему, что приходит извне. Но чтобы импровизация выходила живой — нужно много практиковаться...

Главное для джазового музыканта — играть музыкой. Вот эта атмосфера взаимопонимания, как у нас с вами сейчас — главное в музыке», — рассказал Салентин.

Этот приоткрытый рояль, в котором отражалась мелодия трубы, — стал словно символом вдохновения. Даже если слушатель абсолютно не владеет музыкальным ремеслом, но при этом умеет открываться мелодии — он проникнется музыкой. Этот месседж задал настроение нашему путешествию по фестивалю.

Первый концерт в субботу сыграл квартет Константина Колесниченко. Он зарядил зрителей сильнее грубого кофе. Невыспавшиеся зрители своими ломанными аплодисментами подбрасывали хворост в пламень сцены, которая напоминала уютный камин, вписанный в классический фасад Дворца Потоцких.

Фото: Квартет Константина Колесниченко

Следующим выступал квартет Игоря Осипова, в котором объединились музыканты из четырёх стран. Музыканты упивались своей меланхолией. Даже милое летнее солнце во время их концерта сменилась на упругие потоки прохладного ветра. А в задних рядах среди зрителей потянулся плотный сигаретного дыма.

Исполнители были максимально сосредоточены на своей музыке, пропитанной хриплой тоской и вспыльчивыми абстракциями боли. Они беспрерывно играли одну композицию за другой, не обращая внимания на аплодисменты. Как не обращает внимания на налёты комаров одинокий странник, пробивающийся сквозь дремучие леса.


Фото: Квартет Игоря Осипова (Автор снимка: Алексей Карпович)

Затем начала работу сцена на площади Рынок. Немецкий квартет Тамары Лукашёвой очень экспрессивно, даже хаотично, фонтанировал истеричными соло. Размашистая эмоциональная лирика лидера группы часто переходила в сочные вокальные абстракции.

Фото: Квартет Тамары Лукашёвой

Огромную толпу собрало французское трио Remi Panossian, выступавшее на той же сцене. Своими мелодиями, как отмечают сами организаторы феста, они превратили Львов в Париж. Если бы ваши самые светлые сны воплотились в музыку, то они стали бы композициями именно этих музыкантов. Струны и клавиши они перебирали с такой аккуратностью — словно мастера, при помощи этих инструментов настраивающие часовые механизмы сердец своих слушателей.

Фото: Трио Remi Panossian

Центр Львова организован всецело старинной архитектурой. Так что обилие джаза в нём создаёт пёстрый контраст. Застывшая музыка старинных зданий и живые пульсирующие ритмы современной музыки: словно внук с дедом соревнуются в громкости граммофона и музыкального центра.

Вечером стартовали наиболее масштабные концерты фестиваля на просторной сцене имени Эдди Рознера. Чтобы объяснить всю крутость этих концертов — достаточно озвучить лишь один факт: их транслировал французский канал Mezzo.

Фото: Перед выступлением Авишая Коэна

Первым на сцену поднялся прекрасный во многих смыслах оркестр INSO-Lviv Orchestra, который под руководством дирижёра Кристиана Шуманна очертил высокие просторы. В них предстояло развернуться израильскому контрабасисту Авишаю Коэну вместе со своим трио.

Выступление Коэна оставило ощущение пролетевшей перед носом кометы. Он раскрошил мысли в хрустальные осколки. Запустил фейерверк озарений. В его композициях сплелась неохватная мощь и хрупкое изящество. А уровень вкуса и стиля здесь — запредельный.


Фото: Авишай Коэн (автор снимка: Андрей Олифиренк
о)

Если наша планета держится на трёх китах, то летающий остров вдохновения — уж точно на четырёх струнах контрабаса этого демиурга.

За час выступления на сцене он практически не смещался с одного места. Но когда он отыграл и развернулся, чтобы уйти за кулисы — все увидели, что у него полностью мокрая спина. Самоотдача этого музыканта — предельная. Публика с трудом его отпустила лишь после четвёртого выхода на бис.

Ещё одним хедлайнером дня стал американский квартет Yellowjackets. Маститые американские классики поразили высочайшим качеством своего исполнения. Внятность каждого аккорда. Выверенность каждого поворота в мелодии. Наверняка, если бы кто-нибудь в начале их выступления поставил на сцену стакан воды, то к концу — она бы превратилась в виски пятидесятилетней выдержки.

 

После столь сильных концертов наступает ощущение абсолютной наполненности. Хочется заткнуть уши и замолчать, чтобы не нарушать сложившуюся гармонию ни единым лишним звуком. Однако особо ненасытные меломаны даже после этого продолжают свои джазовые приключения.

Фото: Сцена имени Эдди Рознера (источник фото: lviv.vgorode.ua)

Ближе к ночи в кафе и ресторанах по всему центру разражаются джемы. Там музыканты наперебой валят бесконечные импровизации, так что земля начинает пульсировать под ногами. При этом проспиртованная публика хлопает невпопад и расплывается в блаженном восторге. Прогуливаясь по старому городу в это время, ориентируешься не по карте, а по музыке. А горящие окна старинных фасадов смотрят на тебя, как глаза наркоманов: бездонные и пронзительные. С блеском счастья и грусти.

На исходе второго дня фестиваля в один из ресторанов забрёл чтобы поимпровизировать с другими музыкантами сам Святослав Вакарчук:

Перенасыщенность фестиваля такова, что пытаясь представить «А что если бы я пробыл здесь все пять дней — с 23 по 27 июня» — сразу сам себе отвечаешь «Я бы сдох...»

Alfa Jazz Fest — горячий летний ливень, от которого тело покрывается мурашками. Иногда густые облака музыки здесь расходятся и сквозь них пробивался свет тишины. Но это — лишь небольшая пауза перед налётом нового циклона. Беспощадного в своей мощи прекрасного.

После всего услышанного здесь чувствуешь, что на твоей жизни словно появился штамп со знаком качества. Да, ты жил не зря.

Фото: Концерт в одном из ресторанов