ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн, Йемен, Ливия и Мальдивы прекратили сообщение с Катаром и высылают его дипломатов. Страны объясняют свои действия соображениями безопасности.
Бахрейн отвел катарским дипломатам сорок восемь часов на то, чтобы они покинули территорию королевства.
Также власти Бахрейна приостановили авиа- и морское сообщение с Дохой и запретили гражданам Катара посещать страну, а своим гражданам посещать Катар.
Через несколько минут после заявления Бахрейна о разрыве дипломатических отношений с Катаром, об аналогичных шагах заявили в Эр-Рияде, Каире и Абу-Даби.
Саудовская Аравия и Египет также приостановили наземное, авиа- и морское сообщение с соседней страной.
ОАЭ обвинили Доху, в частности, в поддержке и финансировании «террористических, экстремистских и сектантских группировок во главе с ассоциацией «Братья-мусульмане».
Командование арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией объявило о прекращении участия Катара в военной операции в Йемене «из-за поддержки Дохой незаконных группировок, Аль-Каиды и ИГИЛ.
Катар назвал неоправданным решение четырех арабских государств разорвать с ним дипломатические отношения.
В МИД страны сожалеют о том, что Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Египет и Бахрейн приняли решение о разрыве дипломатических отношений. Министерство подчеркнуло, что утверждения о том, что Доха является пособником терроризма, голословны.
В ведомстве заверили, что решение арабских стран о разрыве отношений с Катаром «никак не отразится на жизни простых людей и резидентов эмирата». Катар отверг обвинения арабских стран во вмешательстве во внутренние дела арабских стран и поддержке терроризма.
Соцсети и эксперты уже отреагировали на сложившуюся ситуацию.
Официальный представитель египетского МИД: «Правительство Арабской Республики Египет приняло решение о разрыве дипломатических отношений с Катаром по причине продолжения катарскими властями враждебного поведения в отношении Египта».
МИД Катара: «Государство Катар является действительным членом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, соблюдает его устав, уважает суверенитет других государств и не вмешивается в их внутренние дела, а также выполняет свои обязательства по борьбе с терроризмом и экстремизмом».
Энергоэксперт Дмитрий Марунич: «Любые волнения на Ближнем Востоке, где сосредоточено более 20% мирового запаса нефти, имеют предпосылки для подорожания „черного золота“. Цены на нефть уже выросли на 1,2%, при последующей эскалации, возможно, цены поднимутся еще, но я бы не спешил переоценивать их влияние на стоимость бензина в Украине. Если уже там нефть вырастет в цене на 10% и к нам привезут бензин из подорожавшей нефти, тогда риск очевиден, но это еще пока не вопрос завтрашнего дня и даже не ближайших месяцев».
Политолог-международник Андрей Бузаров: «Последствия будут довольно серьезные для всего региона, и переформатирования, продолжающиеся на Ближнем Востоке, все более очевидны. Речь об изоляции Катара не идет, по крайней мере, пока не подтвердятся обвинения в адрес Катара в финансировании организаций. Но в вопросах безопасности и энергетики последствия могут проявить себя уже совсем скоро. Однако пока прогнозировать что-либо крайне сложно».
Кувейтского политолога Мохаммеда аль-Досари: «Совет переживает период смуты, вызванный публикациями в СМИ, из-за которых в конечном итоге страдают простые люди в регионе».
Официальные представители Йемена: «Это происходит после того, как стали ясны действия Катара и его связи с осуществившими переворот группировками (хуситы и лояльные экс-президенту Йемена Али Абдалле Салеху части армии), а также его поддержка экстремистским группировкам в Йемене».
Саудовский политолог Ахмед аль-Фарадж: «Катар импортирует до 70% необходимых для жизни страны товаров, при этом подавляющее большинство из них вывозятся из страны через единственный наземный КПП, который существует на границе с Саудовской Аравией. Катар сильно пострадает экономически, если учесть, сколько фур с товарами сейчас встанут из-за запрета на пересечение саудовской границы».
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон: «Мы, разумеется, призываем стороны сесть вместе за стол переговоров и устранить эти разногласия. Если есть какая-либо роль, которую мы можем сыграть в отношении помощи в устранении проблем, то мы считаем, что важно, чтобы Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива оставался единым».
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу: «Мы считаем стабильность в регионе нашим общим делом, поэтому вместе боремся против терроризма, исламофобии, религиозной розни. Эта солидарность важна. Мы огорчены развитием ситуации. Конечно, между странами могут быть проблемы, разногласия, но в любых условиях должен продолжаться диалог. Готовы оказать любое содействие в разрешении создавшейся ситуации».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Россия как активный участник общего процесса борьбы с международным терроризмом надеется, что эта ситуация никоим образом не повлияет на общий настрой и решимость в деле борьбы с терроризмом, актуальность, срочность и безальтернативность которого демонстрируют трагические события, в том числе недавние события, которые произошли в Лондоне».
Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров: «Мы внимательно изучим всю информацию, которая, как утверждают Египет, Саудовская Аравия и примкнувшие к ним страны, свидетельствует о том, что Катар поддерживает международный терроризм».
Замглавы администрации президента Ирана Хамид Абуталеби: «Эпоха разрыва дипломатических отношений и закрытия границ... не является путем урегулирования кризиса... Как я сказал ранее, агрессия и оккупация приведут только к нестабильности».
Представитель платформы сирийской оппозиции «Дамаск» Тарек Ахмад: «Мне кажется, это может повлиять на следующий раунд переговоров в Астане. Эту встречу поддерживают Россия, Иран и Турция. Турция и Иран, вероятно, встанут на сторону Катара, и дальнейшее развитие конфликта может усложнить ситуацию вокруг Сирии, дополнив ее противостоянием Стамбула и Тегерана против Каира и Эр-Рияда».
Востоковед Игорь Димитриев: «В Сирии уже пару месяцев идет война между умеренной оппозицией, которая получает деньги из Саудовской Аравии и оппозицией, которая получала деньги из Катара. Да и вообще эти две структуры несколько лет конкурируют в исламском мире. Сначала все вроде было красиво: Катар сидит на газе под прикрытием американских партнеров, а Саудия сохраняет за собой нефть, при поддержке тех же партнеров. Изначально Сауды работали с республиканцами и их нефтянными корпорациями, но потом поняли, что работать надо «с креслом» независимо от того, кто там сидит, и стали отстегивать на демократов. А вот Катар — изначально проект тех структур, которые условно принято называть демократами. То есть мировой финансовой олигархии с их привычным набором инструментов: фондовые рынки, современные медиа, гражданское общество и прочий фейсбук. В этом смысле катарские эмиры заключили сделку с дьяволом, с главным злом исламской мифологии — «сионистско-либеральным заговором».
Эксперт Центра мировой экономики и международных отношений НАН Валентин Землянский: «Есть угроза сокращения физических поставок. Нужно учитывать, как будут реагировать другие игроки. Норвегия, „Газпром“. Как оперативно они смогут компенсировать нишу, которая может возникнуть, если поставки с Катара будут ограничены».
Эксперт центра ближневосточных исследований Сергей Данилов: «Никогда подобных санкций не было. С предыдущей властью Катара были очень напряженные отношения. Но даже когда Катар был на вершине своей власти в регионе, Саудовская Аравия не использовала такие беспрецедентные шаги».
Аналитик «Сбербанк КИБ» Валерий Нестеров: «Появление еще одного очага напряженности, по моему мнению, это довольно серьезный фактор, который будет поддерживать или толкать цены вверх. Любое обострение ситуации на Ближнем Востоке ведет к спекулятивному росту цен на нефть».
Генеральный секретарь партии и депутат Европейского парламента Николя Бэ: "Я считаю, что Франции следует разорвать дипломатические отношения с Катаром. Это будет очень сильный сигнал, указывающий на то, что Франция намерена вести решительную борьбу против радикального исламизма".