Пятый сезон «Карточного домика»: вращение по кругу

Президентский срок в США длится четыре года. Некогда эталонному сериалу «Карточный домик», наверное, тоже стоило бы остановиться на четвёртом сезоне.

В пятом сезоне Фрэнк Андервуд попытается удержаться в президентском кресле. Около половины сюжета займёт детальная хроника выборов. В нескольких сериях на первый план выйдет Клэр, которой выпадет неожиданная роль. Основным инструментом борьбы главных героев станет террор и запугивание. Именно за счёт него президентская чета будет укреплять свои политические позиции.

Страх и хаос они будут насаждать прежде всего в тех регионах, где невысок рейтинг Фрэнка-кандидата. В них будут искусственно провоцироваться антитеррористические операции и вводиться войска. Ничего не узнаёте?..

Перекликнется сериал и с недавними президентскими выборами в США. Например, кибератака на государственные серверы. Робин Райт, исполнительница роли Клэр Андервуд, даже отметила, что Дональд Трамп словно подглядывал в сценарий будущего сериала.

 

В результате же сюжет унесёт в самое неожиданное русло. На экране начнёт обыгрываться весьма маловероятная политическая ситуация. Нечто подобное случалось в истории США лишь однажды. «Адски изящное решение. Хотя в современной политике нет изящества. А только ад...», — скажет об этом всём Фрэнк.

В его конфликте с кандидатом на пост президента от Республиканской партии создан нарочитый контраст. В стае Андервуда практически каждый — с хищным, коварным и хитроватым лицом. А в команде его оппонента лица у многих более открытые и человечные. Но в большой политике побеждает обычно тот, в ком больше зверства, а не человечности.

Практически в каждой серии здесь всплывает тема «человека, пережившего смерть». Будь то шуточное упоминание о зомби в Хэллоуин. Или рассказ о прапрадеде Фрэнка, который прошёл через смерть на поле боя. Или частые упоминания о тех, кого Фрэнк отправил на тот свет, но память о которых не даёт покоя живым.

«Думаешь, мёртвые осуждают нас?» — неожиданно спросят Фрэнка. На что он однозначно и резко ответит: «Нет». Главные герои сериала боятся поражения в своей политической игре намного больше, чем смерти. В борьбе за власть они могут переступить через всё.

Главные герои сериала — охотники. Смерть других для них — не грех, а часть дела. Убийство не вызывает никаких сожалений. А иногда и наоборот — это трофей.

Первые два сезона «Карточного домика» были настоящим мастер-классом сериального ремесла и истинным откровением для любителей качественного драматического кино. Третий сезон заметно уступал первым двум, но на его недостатки не хотелось обращать внимания.

На четвёртом же сезоне сложилось ясное ощущение, что сюжет не только замедляется, но и начинает кружить по уже знакомым дорожкам. И сколь бы опасными ни были его повороты, ты уже знаешь, что у главных героев всегда хватит смелости и жестокости на самый резкий вираж. Их победоносность и изворотливость уже стали предсказуемыми.

События всех предыдущих серий прекрасно сконцентрированы в этом восьмиминутном ролике, который стоит посмотреть, чтобы яснее понять «историю болезни» человека из власти:

 

Наметившееся в четвёртом сезоне замедление динамики усугубляется в пятом. Здесь меньше действия и больше разговоров. Оттого разряжается ощущение азарта.

Добавляет скуки во время просмотра и обилие пафосных фраз. Клэр и Фрэнсис неоднократно и нарочито будут повторять размашистые слова «Мы сделаем это». При этом зритель и приблизительно не сможет догадаться, что они имеют в виду.

В пятом сезоне герои фильма перестали изменяться. Оттого следить за ними становится скучнее. Никто не станет сильнее или слабее. Никто из поражённых не сможет отомстить до конца. А все, кто побеждал, по-прежнему будут оставаться на первых позициях.

Коварный Фрэнк Андервуд жесток и хитёр до такой степени, что это уже вызывает восхищение. Его холодная красавица-жена отстранённа и хищна настолько, что это уже очаровывает. Мир, в котором они живут, бездушен и опасен до того, что не оторваться...

Участники большой политики не склонны (а скорее не способны) к рефлексии и внутренним переменам. Очарование ими давно развеялось.

Отношения между ними остались прежними. А территория политических интриг оказывается не столь необъятной, как думается в первых сезонах.

Поэтому схемы авантюр стали менее изобретательными и хлёсткими. Тупик.

На первый взгляд, такая расстановка сил может показаться скучной. Среди первых отзывов на пятый сезон звучит множество претензий, что «всё те же на манеже», а сюжет разворачивается скучно. Но если оглянуться на то, как развиваются политические игры в реальности, ситуация увидится такая же. Основные события зачастую сконцентрированы среди одних и тех же действующих лиц. А события при этом практически идентичны друг другу.

Начинает раздражать и мастерство создателей сериала. Когда буквально каждый кадр доведён до совершенства (насколько это возможно в сериальной индустрии). Здесь всё чересчур качественно, но при этом неизобретательно и абсолютно неоригинально.

Пятый сезон ещё больше начал вторить главным трендам в кинематографе последних лет. Например, всё меньше и меньше здесь уделяется внимания сексу. Он уже давно перестал быть целью, к которой персонажам интересно стремиться. А даже те редкие интимные сцены приоткрывают нетрадиционную сторону секса.

Новые серии «Карточного домика» всё громче стали подпевать феминизму, который в последнее время перешёл из тренда в мейнстрим. Например, на этой неделе вышел блокбастер про женщину-супергероя «Суперженщина». А пару недель назад в прокате появились пятые «Пираты Карибского моря», где персонаж-девушка потеснила на главной роли даже Джека Воробья, который является брендом этого фильма.

Манифестация гендерного равенства провозглашается даже в плакате нового сезона «Карточного домика». Здесь президент и первая леди одного роста и занимают на постере одинаковую площадь. А ведь на всех официальных портретах президентских семей Он — всегда выше остальных и всегда в центре композиции.

Но главный месседж сериала остаётся столь же беспощадным, как и в предыдущих сезонах: власть превращает человека в монстра, а человечность — это слабость.