5 фильмов Каннского кинофеста, которые стоит посмотреть

70-й Каннский кинофестиваль, который проходил на этой неделе, открыл множество мощных премьер, которые были сразу же возведены на сияющий пьедестал похвальных рецензий и отзывов. Мы отобрали из них пятёрку фильмов, которые необходимо посмотреть каждому любителю настоящего кино.

«Нелюбовь» Андрей Звягинцев

За день до завершения фестиваля (когда пишется эта статья) данный фильм лидирует по оценкам критиков, которые выставляют баллы всем картинам основного конкурса в журнале Screen.

В своей новой картине автор «Левиафана» и «Елены» рассказывает о семейной драме. Супруги-москвичи Женя и Борис переживают тяжёлый период. Каждый из них начал собственную жизнь, обзаведясь любовниками. Они с нетерпением ждут, когда завершится бракоразводный процесс и получится продать совместную квартиру. Женя мысленно уже находится со своим будущим обеспеченным супругом. А у Бориса уже есть беременная невеста, что добавляет ему хлопот — в православном бизнесе, где он работает, разводы не одобряют, так что могут и уволить.

Однако оба они позабыли о своём 12-летнем сыне Алёше (зачатом, правда, ещё до свадьбы, «по залёту»). Мальчик чувствует, что оказался лишним в собственной семье. И как-то раз, после очередной ссоры, он пропадает.

 

Картина мастерски концентрирует в этой частной истории портрет российского общества, выпячивая его недуги. Вместе с тем в ленте показывается и более глобальный контекст — девальвация семейных ценностей в современном обществе разных стран.

«Институт семьи сегодня действительно поставлен под вопрос. Вот этот эгоизм, сосредоточенность на себе, превращение другого человека в средство для достижения каких-то своих целей, а не в цель (как должно было бы быть) — это болезнь общества, болезнь времени. И не только в России, но и во многих других странах», — рассказывает Андрей Звягинцев.

«Иней» Шарунас Бартас

В официальной программе фестиваля этого года было представлено сразу два фильма, в создании которых принимала участие Украина. В основном конкурсе показывалась «Кроткая» Сергея Лозницы, получившая очень контрастные отзывы (от «буканья» до аплодисментов). А в программе «Двухнедельник режиссёров» — лента литовца Шарунаса Бартаса «Иней», которая удостоилась более однозначных и высоких оценок.

Ленте пророчат скандальную славу, ведь большая часть её действия разворачивается в зоне АТО.

«Иней» рассказывает о парне Рохасе, который помогает другу доставить гуманитарную помощь из Литвы в Донецкую область. Их путь пролегает в «серую зону», расположенную между сепаратистами и украинской армией.

Вместе с ним в путь отправляется его девушка Инга. В пути она изменит Рохасу со связным, который курирует доставку. Однако это будет лишь небольшая размолвка между ними — в дальнейшем их ждёт намного более серьёзное испытание.

 

«Полный горечи взгляд иностранца на кровоточащую Украину. Впервые с экрана звучит пыльная полевая правда, каковую прежде можно было услышать в частных разговорах. Из Вильнюса в дремлющий Киев, спокойный Днепр с философствующей в нем Ванессой Паради, которая больше не верит в любовь, прямиком в зону АТО, выглядящую в кадре территорией Тарковского», — пишет кинокритик Андрей Алфёров.

«Хорошее время» Бен и Джошуа Сэфди

Несмотря на то, что эта картина принципиально не вписывается в понятие «фестивальное кино» и контрастно отличается от прочих лент в основном конкурсе Канн, «Хорошее время» получило намного более высокие оценки, чем прочие конкурсанты.

В центре сюжета — парень Ник Никас, который исповедуется психотерапевту в своих жизненных трудностях. Вскоре выясняется, что он умственно отсталый. Но это не мешает его брату в исполнении Роберта Паттинсона втянуть его в ограбление банка. Однако эта авантюра оборачивается провалом: подложенное сотрудницей банка устройство в определённый момент взрывается, обильно обрызгав воров и все деньги красной краской. Так что теперь им не скрыться...

 

Рецензенты отмечают, что в фильме прекрасно сочетаются юмор, экшн, криминал и лирика. Отдельные аплодисменты адресуют исполнителю главной роли — Паттинсону («Сумерки»). Наиболее щедрые на комплименты даже называют эту роль лучшей в его карьере.

Лента снималась партизанским методом: создатели просто выходили на улицу с камерой и вливались в бурное течение нью-йоркской жизни. Сам же Паттинсон ухитрялся гримироваться и переодеваться таким образом, чтобы его не узнавали случайные прохожие. Часть ролей при этом исполняли непрофессиональные актёры, что придало фильму большей реалистичности.

«Квадрат» («Площадь») Рубен Эстлунд

В 2014-м этот шведский режиссёр покорил каннский «Особый взгляд» своей аналитической драмой «Форс-мажор», в которой проанализировал природу супружеских отношений. В своей новой картине режиссёр взялся за больший масштаб, живописуя портрет уже целого общества.

Начинается всё с того, что директор музея современного искусства Кристиан мучится в раздумьях о новом проекте. Он хочет открыть экспозицию, которая бы стала настоящим событием в обществе. В итоге вместе с командой он оборудует инсталляцию «Квадрат». Параллельно разворачивается другой сюжет: у Кристиана кто-то украл телефон и бумажник. Галерист решает самостоятельно отыскать обидчика. Специальная программа по поиску месторасположения телефона приводит его к одному из домов в бедных кварталах. Там он рассовывает по почтовым ящикам распечатанную записку со словами «Я знаю, что ты украл мой телефон и бумажник», указывая при этом место, куда их нужно вернуть.

 

Рецензент Тhe Guardian отмечает в этой картине общие черты с фильмами Роя Андерсона, Луиса Бунюэля и Ларса Фон Триера. Также эта лента характеризуется как «Издевательски-странное и возмутительное зрелище, которое местами становится чистой демонстрацией безумия. В конце концов, здесь теряются отдельные сюжетные линии, принесённые в жертву экстраординарным персонажам и сценам. Эта картина не вооружена чистой ясностью, как „Форс-мажор“. Но она пытается сломать челюсть. И это ей удаётся».

«Мир, полный чудес» Тодд Хейнс

Режиссёр фильмов «Кэрол», «Вдали от рая» и «Меня там нет» уже в третий раз участвует в Каннском кинофестивале. На этот раз Хейнс решил рассказать волшебную историю о детях, которую, однако, нельзя назвать «детской».

Сюжет картины вращается между историями двух детей -- девочки Роуз и мальчика Бена, которые заблудились в Нью-Йорке и в результате попали в Музей естественной истории. Вот только история девочки разворачивается в 1927 году, а Бена мы встречаем в 1977-м. Также детей объединяют проблемы со слухом и отсутствие любви в родных семьях. Роуз пытается найти свою мать — известную актрису, которая не желает знать свою дочь. А Бен — в поисках отца, о котором он практически ничего не знает.

Обе эти истории стилизованы под кинематограф своей эпохи. Пережжённые цветами кадры 1970-х здесь контрастно сталкиваются с немой чёрно-белой картинкой 1920-х.

 

В основу сюжета положен графический роман Брайана Селзника. Другое произведение этого писателя-иллюстратора ранее было экранизировано Мартином Скорсезе в фильме «Хранитель времени».

Критики также отмечают удивительную игру Джулианны Мур, которая появляется здесь в трёх ипостасях, каждая из которых в её исполнении предельно органична.

Кинокритик Антон Долин выделяет саундтрек фильма, который играет здесь роль едва ли не полноценного героя: «Композитор Картер Бервелл создает вдохновенную закадровую симфонию — ироническую, сентиментальную и психоделическую одновременно: в немом по большей части фильме музыка особенно важна».