На этой неделе стало известно о том, что украинскую полицию освободили от обязанности разыскивать и доставлять в военкоматы призывников. Теперь за явку призывников в военкомат будут нести ответственность их руководители по месту работы или учебы.
Такое решение на днях приняла Верховная Рада, и за его неисполнение руководителям грозят штрафы.
В самих компаниях уверяют: будут продолжать прятать сотрудников.
Автор закона — народный депутат и советник главы МВД Антон Геращенко. Теперь, согласно новому закону, все предприятия, организации, учебные заведения любой формы собственности по требованию военкоматов должны не только уведомить своих сотрудников и учащихся о том, что их вызывают в военкомат, а также обеспечивать их явку.
«Предыдущая формулировка нормы закона была прописана очень размытой, из-за чего на предприятиях могли находить всевозможные лазейки, чтобы этого не делать. Теперь она написана напрямую. За несоблюдение этой нормы на руководителей предприятий будет накладываться админштраф», — сказал заместитель областного военного комиссара Днепропетровской области Сергей Полуциган.
Согласно Кодексу об административных нарушениях штраф для руководителей предприятий составляет 800–2400 грн, а за повторное нарушение в течение года — 2400–5600 грн. По словам Полуцигана, новая редакция статьи вступит в силу спустя 10 дней после подписания президентом и премьером.
Несмотря на это, в компаниях надеются, что лазейки для призывников все-таки останутся.
«Сейчас в военкоматах нет людей, которые бы следили за учетом призывников. На самих предприятиях в основном тоже нет отдельно взятых сотрудников, которые бы вели военный учет, так как на это нужны дополнительные средства. Если придет требование от военкомата, то мы будем вынуждены предоставить списки своих военнообязанных, но вряд ли будем вносить туда всех. Скорее всего, будем отправлять людей в отпуска или же на больничные», — рассказали в одной из IT-компаний.
«Это обязанность военкоматов. Власти теперь хотят просто переложить свои функции на плечи работодателей. Ну какой работодатель будет заинтересован в том, чтобы отдавать своих толковых и молодых сотрудников на год-два в армию? Конечно, будем с юристами искать лазейки. Загранкомандировка, работа в заграничном офисе, невозможность связаться с человеком, длительные больничные — все, что хотите. Но это глупость», — считает руководитель одной из крупных адвокатских фирм.
Вручать повестки от военкомата должны будут и органы местного самоуправления. Больше всего это коснется глав сельсоветов и районов, где люди в основном трудятся на своих огородах и не работают. «У меня полсела на заработках за границей. Вся молодежь уехала туда. Если кто еще остался до 27 лет, то уедет, если узнает о повестке. Я же не сотрудник полиции, чтобы их ловить и вручать повестку. Я даже не понимаю, зачем это все придумали», — рассказал глава одного из сельсоветов во Львовской области.
Так что же на самом деле представляет собой скандальный закон: реальную борьбу с уклонистами или банальное перекладывание обязанностей военкоматов на чужие плечи? И самое главное: помогут ли штрафы и стукачество в борьбе с уклонистами? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые знают о закулисье жизни военкомов намного больше, чем мы с вами.
Дело в том, что и предприятия, и учебные заведения тоже имеют план по мобилизации, и они тоже участвуют во всей этой системе. Соответственно, они несут за это ответственность. Раньше они несли ответственность исключительно за свои производственные мощности, за транспорт на предприятии, за технику и т. д. Но за своих сотрудников они ответственности не несли, и не вижу какого-то большого диссонанса в том, что теперь они будут нести ответственность за своих сотрудников в плане мобилизационной готовности и мобилизационных предприятий.
Если говорить о перекладывании ответственности военкоматов, то давайте вспомним, как у нас проходили первые шесть волн мобилизации. Чтобы выполнить план и привлечь к мобилизации тех военнообязанных, которые числятся в базах военкоматов и согласно закону должны привлекаться в ряды вооруженных сил в случае мобилизации, сотрудники военкоматов фактически устраивали облавы, причем даже в общественном транспорте. Помимо того, что этого не должно быть, это отвлекает очень серьезные силы. Т. е. сотрудники военкоматов вместо того, чтобы заниматься своей основной работой, выполнением своих непосредственных обязанностей и проводить мобилизацию в нормальных условиях, вынуждены были рыскать по городам и весям в поисках тех, кто может быть мобилизован. Я считаю, что это ненормальная практика. Это одна из самых серьезных проблем в проведении мобилизационных мероприятий, поэтому такое делегирование ответственности я считаю вполне оправданным.
Думаю, на самом деле военкоматы не снимают с себя никакой ответственности относительно обеспечения необходимого количества призывников. Эта мера абсолютно обоснованна, и я думаю, что она действительно будет способствовать увеличению количества призывников, которые должны выполнять свой гражданский долг.
Если говорить о том, будут ли руководители предприятий искать лазейки в данном документе, чтобы не терять квалифицированные кадры, или же слепо следовать букве закона, то пока сложно дать однозначные прогнозы. Дело в том, что для большинства работодателей сумма штрафа, озвученная в данном документе, не является критической. До тех пор, пока не будет первых прецедентов и первых судов, когда предприятия сочтут, что данная ситуация ущемляет их права, вряд ли ситуация будет рассматриваться как-то иначе. Пока нет прецедентов, говорить об этом сложно.
Но здесь есть один очень важный момент: у нас много специалистов, которые работают на оборонных предприятиях. Эти специалисты тоже порой подпадают под призыв. Но они обладают уникальными навыками и, работая на предприятии, принесут для обороноспособности Украины гораздо больше пользы, чем если бы они сидели в окопе. Оборонные предприятия обращались к парламентариям с просьбой внести изменения в правовое поле с тем, чтобы таким предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ, разрешалось на свое усмотрение определять потребность в тех или иных ресурсах с точки зрения выполнения гособоронзаказа.
Эта норма была проигнорирована, и до сих пор эта угроза существует. Поэтому я думаю, что, с точки зрения выполнения призыва, важно учитывать моменты, касающиеся рационального использования рабочей силы, которая решает задачи обороноспособности.
Безусловно, то, что сейчас происходит, это банальное перекладывание ответственности военкоматов на чужие плечи. Это 100%-ное перекладывание ответственности, и иначе это назвать нельзя. Если мы говорим о контрактной армии, то по программе у нас вообще должны быть вербовочные пункты. Нам вообще нужно забыть о военкомате. Это рудимент советской системы. Должны быть вербовочные пункты, которые должны отвечать современным требованиям и проводить вербовку желающих подписать контракт с Вооруженными Силами Украины. Причем не только с Вооруженными Силами. Они еще должны выполнять функцию найма людей для Национальной гвардии и для МВД. Это должен быть универсальный вербовочный пункт.
Но проблема в том, что на сегодняшний день у нас нет программы реформирования армии. Поэтому, чтобы спасти ситуацию, особенно учитывая, что у нас сейчас военкоматы вообще не отвечают сегодняшним реалиям жизни, они решили переложить ответственность. Там, где нет военкоматов, ответственность несут местные советы, работодатели и деканат. Причем норма закона, по которой работодатели и деканат должны в трехдневный срок по прибыти подать данные о военнообязанном человеке, существует еще с советских времен. Они эту норму просто повторно записали в этот закон.
Если говорить о том, что это: иллюзия деятельности или попытка запугивания, то, по большому счету, это и то, и другое. С одной стороны, Генеральный штаб демонстрирует большой индустриальный грохот в виде реформирования Вооруженных Сил, а с другой стороны, человека, как волка на охоте, обложили красными флажками. Т. е. создается информационное поле, что если ты уклонист, то будешь нести ответственность. С одной стороны, это правильно, хотя бы для того, чтобы укомплектовать армию. Мы ведь до сих пор не можем покрыть некомплект Вооруженных Сил, который появился в результате отказа от мобилизации. Мы демобилизовали всех военнослужащих, мобилизованных на особый период, и на сегодняшний день мы выходим на цифру 85 тысяч, это то, что мы уволили. Министерство обороны молчит о том, сколько мы уволили и сколько отказались от подписания контракта во время прохождения курса молодого бойца.
Дело в том, что для того, чтобы наложить штраф на предприятие или деканат, необходимо, чтобы в данной ситуации заработала система судов и т. д. Думаю, что у нас военкоматы просто утонут в судебных исках.
Еще один важный момент: многое будет зависеть непосредственно от работодателей, и я уверен, что очень многие работодатели скорее заплатят штраф, чтобы спасти своего сотрудника, чем отправят его на войну.
Здесь очень многое будет зависеть от позиции работодателей. Думаю, здесь будут действовать разные подходы: кто-то не захочет терять квалифицированные кадры, а кто-то -- отправлять мальчишек на войну. Но в любом случае, думаю, будет очень много руководителей, которые будут готовы заплатить штраф, чтобы сохранить своих сотрудников. Я не могу сказать, насколько это будет массово, но это будет.
То, что мы сейчас видим, это банальная попытка устрашения. На сегодняшний день есть очень много разных моментов, говорящих о том, что государство своей пропагандой так и не добилось повышения сознательности граждан.
Не думаю, что предложенный вариант штрафов – это лучший вариант. По большому счету, должна была быть проведена очень серьезная информационно-пропагандистская кампания, чтобы люди осознавали всю ответственность необходимости службы в рядах Вооруженных Сил Украины. Именно информационно-пропагандистская кампания и должна быть основным инструментом в борьбе с уклонистами. Все остальные методы являются лишь дополнительными, и в данном случае метод штрафов – это тоже не более чем дополнительный метод, и я надеюсь, что это не навсегда. Но главным должно быть все-таки донесение ответственности до сознания каждого молодого гражданина Украины, что он должен отслужить в армии, тем более в нынешней ситуации.
***
Уже три года мы живем в состоянии войны. Первый патриотический пыл и желание закрыть собой амбразуру прошел, а вместо него пришло разочарование и осознание того, что на войну идут далеко не все. Почему-то политики, которые на одном дыхании рассказывают с трибун о любви к Украине, отправляют своих отпрысков грызть гранит науки далеко за пределами этой самой горячо любимой Украины. Странно, не правда ли?
Нам задорно рассказывают о гражданском долге и патриотизме, но вы никогда не встретите на Донбассе сыновей наших нардепов, министров или их замов. И, что самое интересное, де-юре они все «служили», а то и «служат» по сей день. Правда, исключительно на бумаге.
А ведь страна у нас одна на всех, и цель у нас одна – победа и мирное небо над головой. Тогда почему те, кто рассказывают нам о патриотизме, а в это время, используя свое служебное положение, спасают от мобилизации своих детей, так легко отправляют на фронт чужих? А может быть, все намного проще и вместо того, чтобы объявлять охоту на призывников, нужно всего-навсего выполнить обещание о переходе украинской армии на контрактную основу?