Не приведет ли игра с субсидиями к очередному Майдану: прогнозы экспертов

1 мая 2017 года произошло то, о чем мы давно догадывались, но во что так отчаянно не хотелось верить: наше заботливое руководство все-таки начало перекраивать субсидии для населения.

Вступило в силу постановление Кабмина о снижении социальных нормативов на использование тепловой энергии, электричества и газа, которые устанавливаются для расчета размера субсидий для населения.

В переводе на человеческий язык это означает, что Кабмин пересмотрел отдельные социальные нормативы с учетом фактического потребления энергоносителей домохозяйствами. Так, социальные нормы потребления газа снижены до 5 кубометров с 5,5 кубометра на 1 квадратный метр отапливаемой площади.

Кроме того, снижены нормативы потребления тепловой энергии для централизованного теплоснабжения абонентами, жилые дома которых оборудованы домовыми и/или квартирными приборами учета: до 0,0431 Гкал с 0,0548 Гкал на 1 квадратный метр отапливаемой площади в месяц в отопительный период, а также электрической энергии для индивидуального отопления: до 51 кВт-ч с 65 кВт-ч на 1 квадратный метр отапливаемой площади в месяц в отопительный период.

Таким образом, сумма субсидий по всем коммунальным платежам с сегодняшнего дня будет уменьшена в соответствии с новыми нормативами.

К документу также прилагается Дополнение с корректирующими коэффициентами для различных регионов.

Чем же закончится игра с субсидиями и не приведет ли это к росту протестных настроений? И, наконец, не поднимут ли сами политики народ на бунт в преддверии возможных выборов? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.

Виталий Бала, глава Агентства моделирования ситуаций:

Все будет зависеть от того, как этой ситуацией воспользуются оппоненты власти. Для оппонентов власти сложившаяся ситуация – это очень хороший пас, и теперь все будет зависеть от того, как они смогут реализовать эту ситуацию для увеличения количества своих сторонников. Причем для организации не просто протестных настроений, а возможно, и протестных действий в контексте подготовки власти к отчету правительства, который мы будем слушать во второй половине мая. И эта ситуация вполне может быть использована для того, чтобы поднять вопрос о недоверии правительству. Но смогут ли они это провернуть и воплотить в жизнь, сейчас непонятно, это покажет время.

Константин Бондаренко, украинский политолог, историк, писатель, кандидат исторических наук, председатель правления Института украинской политики и Фонда «Украинская политика»:

Украина – это очень странное государство. У нас наступление на центральные права граждан почему-то не вызывают серьезных протестных настроений, а вот как только начинают наступать на политические права, сразу же возникают проблемы с Майданами. Это наше украинское ноу-хау, когда, например, вопрос евроинтеграции и вопрос европейской политики волнует людей больше, чем ущемление их прав и возможностей. Если говорить о том, не используют ли сами политики эту ситуацию ради пиара перед выборами, то, безусловно, это возможно. Правда, я думаю, они не столько раскрутят ситуацию до серьезного конфликта, сколько просто трансформируют ее в голоса. Я не очень верю в Майданы. В Украине сейчас возможны разного рода перевороты, заговоры и т. д., но не Майдан. Майданная энергия закончилась.

Юрий Гаврилечко, политолог, эксперт «Фонда общественной безопасности»:

Сейчас очень сложно сказать, не спровоцирует ли уменьшение субсидий протестные настроения. У нас люди привыкли жить по принципу «якось то воно буде». Пока у нас люди не начнут умирать от голода, с протестами все будет очень и очень печально. А вот то, что кризис неплатежей может привести к тому, что люди останутся просто без воды, без газа и электроэнергии, это вполне возможно. В этом случае уже вполне могут начаться не просто протесты, а настоящие погромы.

Невозможно сейчас сказать, что и как будет, сами по себе протесты являются непрогнозируемыми. Организовать протест на самом деле намного сложнее, чем большинство из нас думает. Согнать людей за деньги – это возможно, а вот чтобы организовать протестное движение, понадобится не один день. Это серьезная организационная работа, которая требует в первую очередь достаточно большого количества граждан, которые будут общаться с людьми, формализовать отношения, объяснять людям, зачем и почему выходим, как именно выходим, под какими лозунгами и против кого. Это серьезная информационная работа, и не так там все быстро и просто, как может показаться со стороны. Сами по себе деньги здесь не делают ровным счетом ничего. Здесь нужен достаточно качественный организационный ресурс. Любой протест требует наличия символа, а сами по себе субсидии и их урезание не являются таким символом.

Сергей Быков, политический эксперт:

Я не считаю, что на майские праздники был бы возможен всплеск протестных настроений. На майские праздники люди меньше обращают внимание на политику и на то, как государство их гнобит и ущемляет. В эти дни люди больше сконцентрированы на том, что нужно поехать в село и посадить картошку, чтобы потом дожить до зимы.

Сейчас сделали тот же самый фокус, как тогда, когда подняли тарифы на отопление, а людям об этом сказали летом. Сейчас людям сообщили об уменьшении размера субсидий именно на майские праздники просто потому, что именно сейчас люди просто не обратят внимания на эту новость. Сейчас люди просто не придадут этой новости значения, хотя на самом деле она является более чем важной для рядового украинца. Если говорить о том, не используют ли сами политики эту ситуацию в преддверии выборов, то я не верю в возможность проведения досрочных выборов. Я придерживаюсь позиции, что парламентские выборы будут очередными, поскольку эта власть ни в коем случае не позволит провести избирательную кампанию. А что касается субсидий, то люди просто поговорят две недели и проглотят ситуацию.

Руслан Бортник, политический аналитик, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:

Дело в том, что это требование МВФ, и они вынуждены его выполнять. Если говорить о том, не спровоцирует ли это протестные настроения, то я думаю, что нет. Дело в том, что отопительный сезон закончен, и именно на это сделан расчет. Но в начале следующего отопительного сезона, конечно же, это существенно повлияет на настроения. Люди пойдут получать субсидии и поймут, что их опять обманули и они получают уже совершенно не то. Безусловно, это будет подогревать ситуацию, но кардинально это все-таки не повлияет на уровень недовольства.

Здесь будет некий баланс: с одной стороны, будут снижены субсидии, но с другой -- именно на осень запланированы повышение пенсий и отмена налога для работающих пенсионеров. Кроме того, пока отменили введение абонплаты за газ. Дело в том, что они не могут это все затягивать. Если бы они затянули это до осени, это стало бы пиар-флагом. А так сейчас май, и до октября-ноября это все забудетс, и будут другие информационные поводы. Эффект раздражения будет потерян. Хотя, безусловно, технологически это было сделано неправильно. С точки зрения социальной и экономической политики, это путь в никуда. Это спровоцирует рост количества реально бедных людей, будет проходить тенизация экономики, и в этой ситуации ничего хорошего Украину не ждет. Нужно повышать доходы граждан, а не играться с субсидиями.

***

Еще во времена «царствования» Арсения Петровича каждый второй политолог, не стесняясь камер и диктофонов, открыто заявлял, что повальная выдача субсидий – это не что иное, как глобальная афера общегосударственного масштаба.  Это понимали абсолютно все, но, так или иначе, большинство украинцев были вынуждены идти к государству с протянутой рукой.

И вот вдруг «рог изобилия» иссяк. Нет, деньги на счета компаний монополистов так же перечисляются, тарифы так и остаются завышенными в несколько раз, а в прессе то и дело появляются сообщения о грядущем очередном повышении. Проблема лишь в том, что в гениальной схеме «госбюджет – монополист» население в роли посредника уже утратило свою первоочередную значимость.