«Холокост кабаре»: отличная тема для театрального гешефта?

Тема Холокоста — это кровоточащая рана в душах людей. Рана эта вечная. Она никогда не затянется. По оценкам Мемориального музея Холокоста (США), во время Второй мировой войны на территории Европы нацистами было создано более 42 тысяч лагерей и гетто, целью которых были использование рабского труда, изоляция и физическое уничтожение евреев, цыган, а также представителей других национальностей, являвшихся, с точки зрения нацистов, «неполноценными».

Прошли десятилетия с той жуткой поры. Нацизм осужден, а из страшных уроков истории сделаны надлежащие выводы.
Как оказалось, не все так однозначно...

24 апреля, в День памяти жертв Холокоста, на фасаде концертного зала «Bel’etage», расположенного на столичной улице Шота Руставели, появилась огромная вывеска «Холокост кабаре». Именно так называется спектакль, поставленный создателями проекта «театр Мизантроп» — композитором Дмитрием Саратским и режиссером Ильей Мощицким.

Пикантности, если так можно выразиться, ситуации придавал тот факт, что указанная вывеска смотрела прямо на Хоральную синагогу Бродского.
Пиарщики добились своей цели, дикая выходка с вывеской «Холокост кабаре» напротив синагоги просто взорвала информационное пространство и социальные сети.

«Вот эту жуть, не нахожу слова, как это назвать, повесили в центре Киева вчера, в день памяти жертв Холокоста, в городе, где находится Бабий Яр, напротив центральной синагоги! И продаются билеты на пятничное представление. Кому нужна эта провокация, я не знаю, но заявляю, что мы, еврейская община, сделаем все, чтобы убрать эту провокацию немедленно!» — публично пообещал главный раввин хасидов Украины Моше-Реувен Асман.

К слову, обещание свое служитель культа выполнил, но организаторы мероприятия своего добились. О маргинальной театральной труппе и неоднозначной постановке заговорили...

Не важно, что ради сомнительной известности и заработка на продаже билетов пришлось потоптаться по кровоточащей ране целых народов. О таких мелочах, видимо, сейчас задумываться не принято. Время нынче не то.

А может, и нельзя осуждать таких «деятелей» искусства? Ведь когда бог не дал таланта, а тщеславие разъедает душу, то и средства все хороши.
Для ответа на эти вопросы деятели так называемого искусства выбрали наиболее близкую себе по духу тему. Вернее сказать, не саму тему, а специфические смыслы в процессе раскрытия данной темы.

«Холокост кабаре. Суд над Иваном Демьянюком» — спектакль по одноименной пьесе современного канадского драматурга Джонатана Гарфинкеля о нацистском преступнике Иване Демьянюке. Герой пьесы — реально существовавший персонаж, бывший гражданин США украинского происхождения, охранявший узников концлагерей Майданек, Треблинка и Травники. Причастен к гибели более 30 тысяч человек, к некоторым из которых им применялись садистские способы пыток и убийства, за что получил прозвище «Иван Грозный».

«Демьянюк стал символом, символом попытки найти виновных в кошмарах Второй мировой войны. Нацисты умирают, те, кто выжил, умирают. И это, возможно, последний такой суд. Это попытка Германии исправить ошибки, которые она допустила в прошлом», — считает автор пьесы Джонатан Гарфинкель.

Вторит автору произведения и один из организаторов киевской премьеры спектакля — композитор Дмитрий Саратский: «Мы так и не поняли, виноват Демьянюк или нет. Совершенно очевидно, что его показательно судили и в Израиле, и в Германии. В Израиле это была показательная месть, в Германии — способ искупить вину».

Нужно полагать, что именно так и выглядит «переосмысление» зверств нацистов, совершаемых ими во время Второй мировой войны в понимании определенных слоев киевской творческой интеллигенции. Это не фантастика. Это наша нынешняя реальность.

Киевский композитор Саратский так и не понял, виновен ли Демьянюк или нет... Не понятно гражданину интеллигенту, стоит ли осуждать человека, кастрировавшего своих жертв...

Авторами сего действа просто и без обиняков предлагается взять и переосмыслить свое отношение к нацизму, массовым убийствам, роли лагерных плачей и садистов. Просто диву даешься, как у некоторых людей все просто и понятно, особенно если дело в финале пахнет славой, пусть и скандальной, признанием, пусть и неоднозначным, и барышами, а деньги, как известно, не пахнут.

«История Джона Демьянюка — последнего нацистского преступника или жертвы показательной казни — проливает свет на оборотную сторону укоренившихся в сознании явлений и ставит знаки вопроса над общепринятыми представлениями о мире, о человеческой цивилизации и о себе», — вот так бесхитростно и прямо пишут организаторы спектакля «Холокост кабаре» на официальной странице в Facebook.

Весь этот шабаш с топтанием грязными сапогами на кровоточащих ранах, организованный ради единственной цели — удовлетворения тщеславия и зарабатывания денег, вполне вписывается в новую мировоззренческую парадигму современной Украины, неотъемлемой частью которой является культура.

Разве мог не появиться на свет «театр Мизантроп» со своими дикими постановками и «переосмымлениями» истории, если бы культурой в Украине не руководил Евгений Нищук, определяющий генетическую чистоту жителей Донбасса; если бы музыкант Олег Скрипка не призывал строить ГЕТТО для русскоязычных; если бы Оксана Билозир не называла людей с ограниченными возможностями уродами, а актриса «Молодого театра» Ирма Витовская не призывала выселять украинцев, которые уважают творчество российских актеров?

Ответ очевиден.

Только в такой благодатной среде возможны спектакли типа «Холокост кабаре», и не исключено, что в ближайшем будущем театральные афиши Киева будут украшены рекламой мероприятий с названиями вроде «Бабий Яр шоу», «Карнавал Волынская резня» или «Кабаре Чернобыль»...