На днях глава Европарламента Антонио Таяни предложил Великобритании отказаться от выхода из ЕС (Brexit). Как известно, в прошлом году 51,9% британцев проголосовали на референдуме за выход своей страны из Евросоюза. Таяни полагает, что если новое правительство Великобритании после парламентских выборов захочет отозвать ст. 50 Лиссабонского договора (статья о выходе из ЕС), то «процедура будет простой и это будет выгодно всем».
Глава Европарламента подчеркнул, что ЕС готов посодействовать отмене Brexit после переговоров со всеми странами-членами. Таяни озвучил своё предложение вскоре после того, как британский парламент поддержал инициативу премьер-министра Терезы Мэй провести досрочные парламентские выборы 8 июня этого года (вместо 2020 г.). В Брюсселе заинтересованы в том, чтобы Лондон отменил выход из ЕС. Великобритания является щедрым донором ЕС. Только в 2015 г. онавнесла в бюджет ЕС 13 млрд. фунтов, тогда как получила от Брюсселя всего 4,5 млрд.
Брюссель спекулирует на угрозе территориальной целостности Великобритании, чтобы убедить Лондон остаться в ЕС. Дело в том, что на фоне Brexit разгорелся спор между Испанией и Великобританией вокруг британской заморской территории Гибралтар (военно-морская база НАТО). Эта скала площадью 6,5 кв. км расположена в Средиземном море и соединена песчаным перешейком с Иберийским полуостровом. Скала позволяет контролировать судоходство через Гибралтарский пролив. На Гибралтаре проживает 32 тыс. человек, есть своя налоговая и судебная системы, Конституция. Испания передала Великобритании контроль над этой территорией в 1713 г. согласно Утрехтскому договору после проигранной войны за испанское наследство. Последующие попытки Испании вернуть Гибралтар не увенчались успехом. Не помогла экономическая блокада в годы правления диктатора Франсиско Франко. Мадрид добивается совместного владения территорией и доказывает, что суверенитет Лондона распространяется исключительно на фортификационные сооружения Гибралтара, тогда как права на песчаный перешеек не оговаривались в Утрехтском договоре. Однако на референдумах 1967 и 2002 гг. гибралтарцы выразили желание остаться в составе Великобритании.
Ситуация изменилась после референдума о Brexit, на котором 96% жителей Гибралтара проголосовали против выхода Великобритании из ЕС. В отличие от других заморских территорий Великобритании Гибралтар находится в составе ЕС. Министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис потребовал от ЕС поддержать позицию своей страны по Гибралтару, как полноправному члену, после выхода Великобритании из союза.
Предложение Антонио Таяни отозвать ст. 50 Лиссабонского договора — это вполне реальный вариант выхода из щекотливого положения, в котором находится Великобритания. Brexit создаёт повод для активизации центробежных тенденций в Соединённом Королевстве.
Кроме Гибралтара, против выхода из ЕС проголосовало большинство жителей Шотландии (55,7%). Первый министр Шотландии Никола Стёрджен считает, что шотландцы имеют право на второй референдум о независимости в связи с желанием остаться в составе ЕС. Экономика Шотландии тесно связана с Общим рынком ЕС. По итогам 2016 г. около 42% шотландского экспорта пришлось на страны Европы. В Шотландии находятся мощности 16 промышленных предприятий, 18 банков, 15 производителей продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, которые работают с Европой. Шотландские аграрии после выхода Великобритании из ЕС не смогут получать субсидии через механизмы Единой сельскохозяйственной политики.
Brexit также может спровоцировать активизацию сепаратистских настроений в Северной Ирландии, где 55,8% жителей проголосовали против выхода Великобритании из ЕС. Лидер ирландской политической партии «Шинн Фейн» («Мы сами») Мишель О’Нил заявила о необходимости провести в Северной Ирландии референдум о выходе из состава Великобритании и воссоединении с Ирландией. Ирландия получила независимость от Лондона в 1922 г. Вооружённый конфликт с североирландскими сепаратистами длился вплоть до 1998 г. Отдельные теракты и столкновения с британскими военными и правоохранителями продолжаются до сих пор.
Другой вопрос — бескомпромиссная позиция самих европейских чиновников, которые готовы спекулировать на центробежных тенденциях в Великобритании, но не готовы пойти на компромисс. Великобритания заинтересована сохранить доступ к Общему рынку в угоду бизнесу, но не отчислять в ЕС средства, не размещать мигрантов и не предоставлять социальное обеспечение гражданам других стран-членов. Судя по всему, европейские чиновники не намерены делать поблажки для британцев и действуют по принципу «всё или ничего». Или полноценное членство Великобритании в Евросоюзе, или полноценный выход, несмотря на возможные проблемы с территориальной целостностью и возобновление территориальных споров с другими государствами Европы.
Если же Brexit вспять развернуть не удастся, развал Великобритании создаст прецедент для распада уже и самого ЕС.