Коллаборировали да не выколлаборировали

О подавленных желаниях украинцев можно слагать смешные некрологи. Сколько их было, сесть не перечесть! Мечты большие, а больше маленькие, прели и наливались без дрожжей, под косыми взглядами соседей — близких, дальних, за морем и за горой. В имитациях и симуляциях сдобный-щирый мог дать фору жене-бревну. За советами о том, «как нам жить своей жизнью», засылал скороходов за горы и моря. Там, где нас нет, живут дюжие и саблезубые, лоббисты и монополисты, хозяева судеб и self-made-пипл.

Вырастим и у нас.

Скороходы приносили ему, когда — карты с исчерченными по-новому границами, когда — ножи и вилы. Все это, от жестянок отличия до новейших калькуляций собственного быта, он бережно собирал и использовал.

И настолько в этом преуспел, что клонирование чужих пространств стало в порядке вещей.

Уже и не знаешь, кто стоит гоголем перед тобой сегодня — тот самый, «гоголевский» или новый, генномодифицированный саблезубый?

С особой старательностью, высунув язык к подбородку, украинец клонирует креативное пространство.

На днях киевский «офис самого титулованного агентства в мире» выпустил в информационный мир свою новейшую рекламную кампанию для премиального автомобильного бренда.

«...Подавленное желание трансформируется в агрессию по отношению к объекту желания. Чтобы этого избежать — признавайтесь в своих желаниях», — советуют релизы рекламной кампании.

«Lexus считает, что его все хотят. BBDO Ukraine просят всех признаться в том, что они хотят Lexus», — трубят новостные релизы.

«...Иногда достаточно взгляда, чтобы появилось влечение. Вместе с официальным Lexus мы рискнули заявить об этом громко, ярко и страстно. Встречайте!», — плавятся от самовосхищения творцы.

Постеры с леденцово-блестящими леди, покрытые с ног до головы лопнувшим баббл-гамом, точь-в-точь копируют французский арт-проект SkinDeep 2012 года. «Погоня за чужим вдохновением», «сублимация творческой беспомощности», «плагиат с первого взгляда» — да, так будет лучше.

Реклама посвящена потаенным страстям по автомобилю, сублимированным в образы розовых, округлых, латексных, леденцово-блестящих леди, увязнувших в баббл-гаме.


Знаете, какое самое опасное слово в мире творческих людей, работающих на большие бренды?

Плагиат. Гораздо хуже чумы, но тоже хворь. И настолько болезненная, что превращает стандартного бородатого креаклита в угорь на сковородке.

Извиваясь, покусывая себя за хвост, угорь пытается срочно создать новую виртуальную реальность, куда можно перепрыгнуть. Ту, где он не угорь и ничего не украл.

«Да, в поисках образа запретного желания, этот (французский — авт.) арт-проект лучше всего доносил нашу коммуникацию. Я часто ищу вдохновение и образы в современном арте. И я даже не скрываю это... Креатив наш или официальная коллаборация с французами? Коллаборировали, коллаборировали, да не выколлаборировали. Но, конечно, было бы круто. На самом деле прием не им придуман и я нашел еще несколько подобных. Мы просто повторили и кайфанули», — арт-директор проекта, куснув себя за хвост.

У Бибидио плохо с творческим либидио.

Арт-директор не продает агентству свой интеллектуальный продукт. А если это не его интеллектуальный продукт, тогда что он продает своему агентству — и что продает агентство своему клиенту? Головоломка!


«Повторили и кайфанули» — вот оно, настоящее жизненное кредо.

Представьте. Белоснежный коворкинг, кресло-мешок, мафины, зеленый смузи и скутер в углу. По коридорам, как бильярдные шарики, катаются яркие футболки над брючками в облипку.

— Эй, бро, гляди там много вкусного — клиент пришел! Мы «бибидионы» в конце-то концов или #жопа_сручкой? Креативим!

Шары заволновались, у них забурчало в животиках.

И пошло. Ночь. День. Ночь. Коньяк, ром, пиво, кока-кола, креатив из ушей. Утро. Бац! На биллбордах — голые телки залипли в розовой жвачке.

— Слышь, бро, где ты это взял?
— На Behance.
— Отмыл?
— Стакан?
— Латексных телок!
— А надо?
— Да не-е-е... #Просто_повторили_и_кайфанули. Украина не Европа. Ночь, день, ночь, коньяк — и все забудут, где ты это взял. Ты того парня с Behance — в закладки, ок?

Звонок, рингтон «Вальс Амели».

— О, машер?! Уи, взяли, уи, сперли, уи... Совесть?
— Эй, бро, ты Совесть забрифовал перед штормом?
— Не было ее на месте. Она не пьет. Так что, машер, экскюземуа, катись колбаской!

Вверху — социальный проект японских хипстеров Second Life Toys в поддержку донорства, рассказывающий об этой проблеме ярко и необычно: высылаешь любимую старую игрушку, инвалида-бедолагу — и ему пришивают веселую ногу, хвост или ухо от другой игрушки-донора. Внизу — презентация недавнего ребрендинга Дома игрушек, разработанная еще одним украинским креативным агентством.

Делать что-то необычное — очень трудно. Но еще труднее признаться в воровстве. Не «кайфуя», посыпать голову пеплом и водрузить крест на репутации.

Девственную чистоту украинской креативной сферы оберегают ревностно и агрессивно. Имиджевый символ «Евровидения» в Украине — не глупые кличко-мемы, а «бусики», напечатанные на биллбордах. Кампании для брендов — не плагиат, а «кайфовое» заимствование.

За право нырнуть в кипящее молоко мерзким стариком — а вынырнуть добрым молодцем борются большие компании и государственный сектор.

Рекламные агентства выпячивают грудки, наскакивая друг на друга в битве за клиента. «Гуру креатива» дают вебинары.

«Творцы» (не иначе) метят это маленькое, четко расчерченное, игровое поле.

Обласканные агентства годами преют под крылышком небедных заказчиков.

Даже национальный почтовый оператор «Укрпочта» пошуршал в бюджете и наскреб на свежий фейс в креативном салоне. Теперь на логотипе извивается желтый рожок (карликовый тромбон или схема повязывания галстука). Старенький феодальный символ глашатаев, подозрительно похожий на рожки почты Австрии, Германии, Словакии, Хорватии, Чехии, Литвы.


Создав дополнительную реальность и напомадив бороду, в которой якобы роют свои норы идеи, конечно, можно прыгнуть чуть-чуть выше некоторых других саблезубых — уже запачканных чьими-то слезами, мольбами и проклятиями.

Но после таких прыжков иногда стоит подходить к зеркалу и проверять. Не вырос ли хвост? И вообще, разве творческий человек не рожден для творческого труда? Он не шарит по чужим карманам. И знает разницу, между коллаборацией и коллаборационизмом — предательством себя, своей маленькой планеты честных созидателей и эволюции в целом.

Коллаборировали, коллаборировали да не выколлаборировали.