12 апреля в Москву с визитом впервые с момента назначения приехал Государственный секретарь США Рекс Тиллерсон.
Встреча глав внешнеполитических ведомств началась с инцидента, о котором на своей странице в Facebook сообщила официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова. Она возмутилась тем, что американские журналисты пожелали задать вопросы министру иностранных дел Сергею Лаврову раньше, чем это было запланировано. «- Кто вас учил манерам? — как бы оправдывая американок перед канделябрами, лепниной и вышитыми на гардинах золотыми пчёлами — символом царской мудрости, спросил глава МИД. Все затихли», — рассказала Захарова.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву своевременным. По мнению главы ведомства, это хорошая возможность прояснить перспективы двустороннего взаимодействия. «Считаю ваш приезд весьма своевременным, он предоставляет необходимую возможность для того, чтобы, как и договаривались президенты Путин и Трамп, откровенно и честно попытаться прояснить перспективы взаимодействия по всем вопросам, прежде всего по формированию широкого антитеррористического фронта», — сказал Лавров.
Он также отметил важность встречи в связи с тем, что в данный момент совсем непросто получать оперативную информацию по текущим и перспективным делам, так как «не все ключевые посты в госдепартаменте заполнены».
Кроме того, Лавров призвал Тиллерсона не допустить повторных ударов США в Сирии. «Российское руководство уже выразило в этой связи принципиальные оценки. Считаем принципиально важно не допустить рисков рецидивов подобных акций в будущем, — цитирует Лаврова ТАСС. — Я считаю ваш визит очень своевременен, он предоставляет столь необходимые возможности для того, чтобы, как и договаривались президенты России и США, откровенно и честно попытаться выяснить перспективы взаимодействия по этим вопросам, прежде всего по формированию широкого антитеррористического фронта».
Государственный секретарь США Рекс Тиллерсон выразил надежду на то, что его встреча с Сергеем Лавровым будет способствовать открытому диалогу РФ и Соединенных Штатов.
Министр обороны США Джеймс Мэттис на совместной пресс-конференции с участием командующего силами США на Ближнем Востоке Джозефом Вотелом, комментируя визит Тиллерсона в Москву, выразил убеждение, что несмотря на резкое охлаждение отношений между Вашингтоном и Москвой после применения сирийским правительством химического оружия, военный конфликт между двумя ядерными державами невозможен. «Как вам известно, госсекретарь Тиллерсон (сейчас находится) в Москве. Мы сохраняем каналы связи с российскими военными и дипломатами. Ситуация не выйдет из-под контроля», — цитирует главу Пентагона «Голос Америки».
При этом он не счел заявления российского руководства о возможном силовом ответе на новые удары США по сирийским объектам серьезной угрозой. «Я уверен в том, что россияне будут делать то, что в наибольшей степени отвечает их интересам. Совсем не в их интересах, если эта ситуация выйдет из-под контроля», — заявил американский министр.
По мнению российского политика, бывшего депутата Государственной думы РФ Ильи Пономарева, не стоит делать скоропалительных выводов из визита Тиллерсона в Москву, ведь Владимир Путин и Дональд Трамп психологически похожи. «Сегодня в Москве в разгаре визит Тиллерсона. Он проходит на фоне прошедших бомбардировок в Сирии, которые многие комментаторы уже определили как „окончательный и бесповоротный“ разрыв Трампа с Москвой, — пишет Пономарев. — Я бы предостерег от скоропостижных выводов по этому поводу. Не стоит слушать всяких доморощенных экспертов или принимать на веру отголоски гибридной войны с экранов телевизоров. Если мы хотим использовать реальные противоречия между Белым Домом и Кремлем, надо трезво и без пропаганды оценивать, в чем они заключаются».
По убеждению эксперта «пока про какие-то кардинальные изменения говорить не приходится». «То, что происходило в Сирии, происходило в „джентльменском режиме“. Американцы Россию проинформировали заранее (а значит, и Асада), россияне соответственно выключили свои ПВО. Прошел такой договорной матч, главная аудитория которого — в Соединенных Штатах. Трампу нужно для своих собственных внутриполитических целей показывать жесткую линию по отношению к России. И какое-то время официальная позиция Вашингтона будет внешне жесткой. Если бы Москву это серьезно беспокоило, визит Тиллерсона был бы отменен, и уж точно он бы не встречался с Владимиром Путиным», — считает Пономарев.
При этом, по его мнению, «особенно интересно выглядят звучащие с обеих сторон громкие заявления. Путин говорит „о деградации отношений с США при Трампе“. Трамп говорит о „сознательном запутывании мирового сообщества в вопросе химического оружия у Асада“. И на этом фоне встреча все равно проходит в теплой и дружеской обстановке? Ничего удивительного — стороны поднимают ставки».
Исходя из сказанного Пономарев обратил внимание на то, что «Трамп подходит к переговорам так же, как и сам Путин, который начинал боевые действия на Востоке Украины каждый раз перед новыми встречами на Западе. Новый американский президент действует аналогично, они ведь с его российским коллегой действительно психологически похожи».
«Сейчас очень интересное время для выстраивания отношений с США. Период больших перемен, формирования нового подхода и нового курса. Жаль, что Украина, заплатившая столь высокую цену кровью своих лучших граждан за российскую агрессию, пока остается лишь зрителем этого спектакля, хотя могла бы стать одним из его авторов», — заключил Пономарев.
Российский предприниматель и оппозиционер Константин Боровой считает, что Тиллерсон в общении с Россией перешел с дипломатического этикета на правовой. «На переговорах с Лавровым Рекс Тиллерсон, скажем, произнес бы фразу „Я не могу предположить, что Россия могла быть причастна к химической атаке в Сирии“. Это такой намек с противоположным смыслом. Так принято у дипломатов, — объяснил эксперт. — То, что США нарушают дипломатический этикет и декорум свидетельствует о том, что они переходят на взаимоотношения с Россией, как с государством-изгоем. Здесь уже используется не язык дипломатического декорума, а язык правовой, почти судебный».
По убеждению Борового, «американцы и американские дипломаты и раньше знали о военных преступлениях и преступлениях против человечности, но, по всей видимости, предполагали, что это вбросы или накладки». «Но в данном случае свидетельство участия России в химической атаке и в принятии решения по ее проведению — так очевидны (они же базируются на данных спецслужб, телефонные перехваты, радиоперехваты), что нет никаких сомнений: это осознанное действия и варварство. Дикость, в которой никто не сомневается», — считает политик.
При этом он подчеркнул, что «реагировать надо было еще в 2008-ом году или даже раньше. Тогда не прореагировали, вот и спровоцировали этот политический и психологический регресс». «А уж события в Украине и аннексия Крыма — это безумие, подтвержденное „докторами“. Конечно, никто не предполагал, что Путин пойдет на такие циничные, откровенные и преступные действия на международной арене», — заявил Боровой, добавив, что если бы такое позволил себе Садам Хусейн или Муаммар Каддафи, ответ был ты немедленным и очень резким.
«Нужно готовить военный и адекватный ответ. Вот эта часто произносимая дипломатическая фраза, мол, нет военного решения, только дипломатический — в данном случае не действует. Дипломатического решения нет — и Путину с Асадом об этом заявили очень громко и однозначно», — заключил Боровой.
Директор российского Института прикладных политических исследований, политолог Григорий Добромелов призвал не воспринимать резкие заявление Тиллерсона всерьез: «Можно ожидать достаточно резких заявлений со стороны Тиллерсона. Но не надо думать, что эти заявления будут иметь какое-то серьезное отношение к реальному содержанию переговоров с Лавровым. Просто, учитывая политическую ситуацию в США и необходимость новой команде Трампа для решения своих внутренних задач показывать максимально жесткую линию в отношении России, жесткие заявления могут прозвучать. Задача — показать, что предыдущие связи Тиллерсона с Россией никак не сказываются на его дипломатической работе. Но самый главный „маркер“ — в том, что в отличие, например, от Бориса Джонсона, Рекс Тиллерсон в Москву прилетел».
Политический аналитик Павел Нусс на своей странице в Facebook напомнил, что накануне визита Тиллерсона в Москву, он провел телефонный разговор с президентом Украины Петром Порошенко. «Сегодня Тиллерсон заверил ПП, что Вашингтон не допустит пакетных договоренностей по разрешению ситуации в Украине и Сирии. Кроме того госсекретарь напомнил, что США поддерживают территориальную целостность Украины и настаивают на соблюдении Минских договоренностей, — пишет эксперт. — Повторюсь: Администрация Трампа будет тесно сотрудничать с демократической властью Украины и Президентом Петром Порошенко, и Путину сегодня об этом дали ясно понять, отчего, а я в этом более чем уверен, в Кремле запаниковали».
Эксперт-международник Максим Яли уверен, что на встрече Тиллерсона с руководством России именно представитель США будет диктовать условия. «Итак, что же может „предъявить“ выражаясь столь близким для российского главного дипломата РФ дворовом жаргоне, Рекс Тиллерсон Кремлю?» — спрашивает эксперт. И тут же начинает перечислять: «В первую очередь, если верить высокопоставленным источникам американских СМИ в Госдепартаменте, доказательства того, что Россия знала о намерениях Ассада применить химическое оружие. А учитывая то, что именно Россия была гарантом уничтожения сирийского арсенала химического оружия после предыдущего инцидента в 2013 году, когда Барак Обама раздумывал над началом военной операции по свержению режима Ассада после того, как он переступил „красную линию“, дело сейчас для Кремля, как говорится, пахнет керосином».
«В этом случае никаких предложений о возвращении России в элитарный клуб ведущих стран „G-8“, из которого ее с позором исключили после аннексии Крыма и начала военной агрессии на Донбассе в обмен на отказ Кремля и далее поддерживать кровавый режим Ассада (как заявляют многие западные СМИ ссылаясь на собственные источники) не может быть и речи», — убежден эксперт.
По его мнению, «добавит аргументов Тиллерсону для сговорчивости Москвы в отказе от безоговорочной поддержки режима Ассада и результаты встречи Трампа с лидером КНР Си Дзинь Пинем на прошлой неделе в США». «Тональность заявлений лидеров двух сверхдержав, а также согласие Трампа на визит в Поднебесную в 2017 году свидетельствует о том, что Китай ( как следовало из многочисленных заявлений самого Трампа за последний год), может стать не главным соперником за мировое лидерство с перспективами резкого обострения вплоть до военного конфликта в районе Южно-Китайского моря, где Пекин наращивает военную мощь и имеет ряд территориальных споров с ключевыми партнерами США в регионе АТР, но наоборот стать партнером в урегулировании главных угроз международной безопасности», — объясняет Яли, добавляя, что «речь идет о ядерной программе КНДР — еще одной „головной боли“ администрации Барака Обамы, которую он оставил нерешенной своему наследнику на посту президента США».
«Таким образом, всего лишь за неделю Москва практически лишилась всех своих главных козырей в предстоящих переговорах и вынуждена оправдываться. А тот, кто оправдывается, как известно, производит впечатление виновного. Даже если таковым не является», — заключил эксперт.
Политтехнологу, директору компании Berta Communications Тарасу Берзовцу «повестка Тиллерсона накануне визита в Москву внушает серьезный оптимизм». «Металл в голосе Вашингтона слышен отчетливее с каждым днем. Кремль должен понять, что повестка отношений с Белым домом изменилась и это надолго. Сирия, которую в Москве видели в качестве размена на Украину, стала для русских новой ловушкой, а Украина снова возвращается в топ-повестку США», — написал эксперт на своей странице в Facebook.
По мнению российского блогера Вадима Жартуна, американцы как следует подготовились к переговорам с Россией. «Судя по тому, что главы внешнеполитических ведомств России и США Сергей Лавров и Рекс Тиллерсон сегодня начали переговоры в закрытом режиме, все ставки сделаны и сейчас идут торги, на которых решится судьба Асада. Точнее, его судьба и так ясна, вопрос только в цене за его голову, — пишет Жартун на страницах своего проекта „Корпорация Гениев“. — К торгам американцы подготовились отлично: история с химическим оружием (вне зависимости от того, кто и зачем на самом деле его применил) — отличный козырь в переговорах, а шесть десятков крылатых ракет, выпущенных по сирийской авиабазе — демонстрация серьёзности намерений. В общем, друг-Трамп, избранию которого так радовались в Кремле, подошёл к делу серьёзно и ответственно».
Пользователи социальных сетей также активно обсуждают визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Россию.