На прошлой неделе в СМИ появилась весьма пугающая информация: украинские банки начали проверять владельцев карточек. Пользователи соцсетей писали о том, что работники банков обзванивают владельцев карточек, на которые поступают небольшие суммы, и интересуются природой поступлений, также они звонят и тем, кто перечисляет деньги, и выясняют, за что именно была перечислена та или иная сумма.
«Моя подруга давно открыла в Сети интернет-магазин, в котором продает вещи из секонд-хенда. Часто ей перечисляют на карточки известного банка суммы за товар: в день может быть по десять платежей, но суммы мелкие — от 10 до 1000 грн. И вдруг покупатели стали перезванивать и спрашивать: а уплатила ли она налоги за проданные сапоги или блузку. Выяснилось, что им звонят из банка и задают вопрос: за что вы перечислили деньги, не в курсе ли вы, платит ли продавец налоги?» — рассказала киевлянка Мария Ковальчук.
Аналогичная история произошла и с Сергеем Вороненко из Днепра: «Я через Интернет продаю шины. И вдруг звонит покупатель и говорит, что мной интересуются из банка: плачу ли я налоги. Набираю банк, а там объясняют: мол, Финмониторинг. Я действительно раньше был официальным предпринимателем, но дела шли плохо, и в начале года закрыл предприятие. Потихоньку веду дела, чтобы как-то выжить».
Сами банкиры по-разному комментируют подобные ситуации.
«Мы не проверяем назначение платежа при переводах между физлицами. Назначением платежа могут поинтересоваться, только если наша система антифрода (отслеживает случаи мошенничества) будет подозревать мошенничество, если вдруг с вашей карты захотят списать огромную сумму. У вас автоматически спросят, действительно ли вы хотите этого. Но никто не спрашивает, кому и зачем. Мы научились отслеживать ситуации, когда взламывают аккаунты „ВКонтакте“ и просят друзей перечислить деньги. Финмониторинг может это сделать, но по закону сумма, которая их может заинтересовать — от 150 тыс. грн, да и то при переводе со счета юрлица на карточку физлица», — говорит пресс-секретарь «ПриватБанка» Олег Серга.
Управляющий директор «Кредит Оптима Банка» Игорь Львов подтверждает, что поинтересоваться могут любым платежом: «Если вам на карту часто приходят мелкие суммы, то Финмониторинг также интересуется этими платежами. Вполне возможно, что таким образом проверяют и ФЛП (физлиц-предпринимателей), которые закрылись, но продолжают свою деятельность. Могут проверять, не отмывают ли таким образом деньги».
Юрист Иван Либерман предупреждает: «Вы не видите, кто вам звонит: сотрудник банка или мошенник. Вы не знаете, откуда этот человек взял ваши данные, а потому имеете право не отвечать на вопросы».
Кстати, если помните, 25 февраля 2016 года украинцам начали блокировать банковские карты за подозрительные доходы. В Нацбанке эту меру предосторожности объясняли борьбой с терроризмом и незаконным отмыванием денег и советуют всем клиентам комбанков пройти в банке идентификацию личности.
Так что на самом деле ждет владельцев банковских карт, насколько законно то, что сейчас происходит, и, самое главное, чем может закончиться попытка государства взять под контроль все банковские карточки украинцев? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые ориентируются в банковском секторе намного лучше, чем мы с вами.
То, что сейчас происходит, достаточно печально, так как должны быть обеспечены необходимая экономическая свобода и право собственности. У нас в 90-е годы было положение об анонимности счетов, и никто не имел права проверить отдельные счета. Конечно, это было с перегибом, но, по крайней мере, сложилась банковская система, возникли ресурсы, появилась валюта на счетах банков и в резервах Нацбанка. А вот таким образом управлять экономикой – это бессмысленно и безрезультативно. Будет отток средств, деньги будут обращаться в наличном обороте, т. е. люди будут держать деньги в наличке, а не на счетах, а это станет серьезным ударом по экономике.
Кроме того, с точки зрения юриспруденции, Нацбанк почему-то считает, что он может давать распоряжения, которые нарушают права собственности в банковским секторе. Но Нацбанку никто этого не позволял. Есть правовая система, а Нацбанк вмешивается как раз в правовую систему при том, что его компетенция – это исключительно денежная система, а это немного разные вещи. Все идет от президента, и если президент разрешает это, то они, что хотят, то и делают.
Мне, например, периодически приходит СМС-ка о том, что у меня закрыта банковская карточка, позвоните по такому-то номеру. А вот когда я туда позвонил, там пытались выяснить номер моей банковской карты. Но самое интересное: в банке сказали, что телефонных номеров, с которых мне приходили СМС-ки, у них просто нет. То есть это мошенничество. Это какая-то шпана, это люди, которые просто хотят получить информацию относительно ваших банковских карточек.
Если предположить, что, например, действительно работники банка стали обзванивать людей из-за мелких сумм, то я просто не представляю, зачем банку это делать. А если учесть, что информация о таких звонках распространяется в основном в соцсетях, то я бы тоже ей не доверял. Если говорить о прогнозах, то на самом деле контроль над банковскими карточками совершенно не опасен. Более того, если есть государственный контроль, это хорошо. Что касается разговоров о том, что из-за контроля люди будут держать сбережения под подушкой, боясь нести их в банк, то не забывайте, что пожилые люди и так не любят карточки.
Полностью взять под контроль все банковские карточки невозможно чисто технически. Ежемесячно контролировать сотни тысяч перечислений просто нереально. Я не думаю, что такие проверки сейчас идут массово. Возможно, этим занимается какой-то один конкретный банк. Вполне возможно, что был какой-то конкретный запрос от прокуратуры относительно перечислений по тысяче, по две тысячи гривен, если этих перечислений было слишком много. Естественно, что тогда вполне может возникнуть вопрос о природе этих средств. И тогда идет выяснение, что это за деньги и не перечисляются ли они такими маленькими суммами для того, чтобы их было легче снять и перевести в наличность, чтобы потом переправить боевикам.
Но повторяю: полный контроль – это технически нереально. Вопрос не в том, хочет государство взять карточки под контроль или не хочет, вопрос -- в невозможности это реализовать. Если кто-то заявит, что он хочет контролировать абсолютно все банковские операции, то это будет сигналом того, что таким образом пытаются снять контроль над теми операциями, которые действительно нужно контролировать. Там сотни тысяч операций, и если пытаться контролировать все, разобраться будет нереально. Ежемесячно проконтролировать сотни тысяч транзакций даже на электронном уровне практически невозможно. Государство не сможет контролировать абсолютно все банковские операции. Кстати, если речь идет об операциях с физическими лицами и банк сочтет эти операции подозрительными, то даже согласно действующему сегодня законодательству он обязан проверять природу таких операций. Более того, коммерческий банк несет ответственность в случае, если он не осуществляет подобный контроль, и может быть лишен лицензии.
Это не фейковая информация, такие проверки действительно проводятся. Дело в том, что еще в 2016 году Нацбанк принял постановление по ужесточению финмониторинга, согласно которому банки обязаны мониторить любые платежи, которые носят сомнительный характер. Если вы открываете счет в банке как физлицо, вас предупреждают, что вы имеете право пользоваться счетом исключительно как физлицо, но не как предприниматель. Но если вы, например, что-то продали и вам перечислили за это деньги, – это уже предпринимательская деятельность, и согласно действующему законодательству так делать нельзя. Открывайте отдельный счет как СПД и получайте свои 100 гривен, 20 гривен, сколько хотите.
Банки обязаны мониторить счета, и в дальнейшем они будут еще более жестко смотреть на все платежи, которые носят подозрительный или непонятный характер. Если это стипендия – нет вопросов, но если приходят деньги и в назначении платежа, например, записано «за уборку», тогда, извините, это уже предпринимательская деятельность. Если вам 100 гривен пришло на карточку, банк обязан разобраться, что это за деньги. По большому счету, здесь вопросы должны быть не к банку, а к законодательству.
Если говорить о прогнозах, то контроль перечислений будет только ужесточаться. Это приведет к тому, что люди будут платить налоги, ибо им просто некуда деться с этой подводной лодки. В Европе на каждый платеж люди стараются иметь чек или подтверждающий документ, чтобы в случае проверки доказать, что это не бизнес.
Если банк не будет проводить такие проверки, он заплатит очень серьезный штраф, и ни один банк не захочет искусственно создавать себе проблемы только потому, что кто-то хочет уйти от налогов. Сейчас у нас очень многие занимаются нелегальной интернет-торговлей, и нужно понимать, что это тоже бизнес и налоги следует платить. Если человек получает на карточку стипендию, к нему никаких вопросов не будет, но если он просто "моет" деньги и не платит налоги, то, уж, извините.
Я не понимаю, зачем нужно обзванивать держателей банковских карточек. Дело в том, что работники банков обычно так не делают, так делают мошенники. Я не очень представляю себе, чтобы это действительно делали работники банков, так как у них есть все источники перечислений. Банки не практикуют телефонные переговоры по поводу счетов и карточек. Это откровенно пахнет мошенничеством. Если бы мне сейчас позвонил кто-то и представился бы сотрудником банка, я бы ему просто не поверил. Я бы позвонил в банк, причем к моему знакомому оператору, чтобы узнать, что это за звонок, и даже если бы мне подтвердили, что такой звонок был, я бы все равно считал бы, что это очень подозрительно. Обычно в банках нет никаких телефонных переговоров по поводу движения денег, поэтому я боюсь, что все эти разговоры в соцсетях – просто фэйк.
Если говорить о тотальном контроле, то банк – это не государство, банк и так все знает о наших счетах. А вот государство может взять банки под контроль, оно может обязать банки осуществлять проверки, но это уже только по закону. И, как правило, это делается, если речь идет об уголовном деле. Конечно, есть разные варианты контроля, но в любом случае не путем телефонных переговоров.
***
Чем закончится контроль банковских карточек, покажет время. Вопрос в другом: пока одни выводят миллиарды в офшоры и переписывают дома и лимузины на своих тещ и домработниц, рядовые украинцы отчитываются перед банками за случайно упавшие на карточку сто гривен. Это только мне кажется, что что-то здесь не так?