Организаторы Одесского кинофестиваля намерены создать Украинскую Киноакадемию. Одной из её функций будет вручение кинонаграды, на подобие национального «Оскара». Кто станет его лауреатами, мы узнаем уже 20 апреля. Инициаторы называют будущую кинопремию «единственной наградой в сфере кино, которая объективно отметит достижения отечественных кинематографистов».
Не кроется ли в этом заявлении намёк на то, что все существующие кинонаграды Украины – необъективны? Или недостаточно объективны?
Ведь, например, награды кинофестиваля «Молодость» вручаются уже около 50 лет. А история призов кинофестивалей Docudays UA и «Крок», а также кинопремий имени Александра Довженко, Тараса Шевченко и Ивана Миколайчука насчитывает больше 10 лет. То есть все эти премии с многолетней историей – окажутся необъективными по сравнению с будущим украинским «Оскаром», который будет вручать новосозданная Украинская Киноакадемия?
Получается, что инициаторы Киноакадемии намекают на необъективность кинонаграды и самого Одесского кинофеста, организаторами которого они являются.
Конечно, нередко случалось, что все вышеперечисленные кинофестивали и кинопремии отмечали украинские фильмы сомнительного качества. Нередко в решениях жюри этих кинофорумов и кинопремий чувствовалась конъюнктура и «кумовство».
Но эти минусы становились, скорее исключениями из правил, чем закономерностью. И в большинстве своём премия им. А. Довженко отходила в руки таких мастеров, как Кира Муратова, Борислав Брондуков, Леонид Осика, Константин Степанков, Мирослав Слабошпицкий.
На крупнейших кинофестах Украины «Молодость», ОМКФ, Docudays UA и «Крок» отмечали фильмы знаковых для своего времени кинематографистов Евы Нейман, Валентина Васяновича, Степана Коваля, Евгения Сивоконя, Владимира Тихого…
Словом, остаётся лишь ждать уточнений от инициаторов Киноакадемии касательно формулировки «единственной наградой в сфере кино, которая объективно отметит достижения отечественных кинематографистов».
В любом случае, если учесть, сколько наград (главных и второстепенных) раздаётся украинским фильмам на вышеупомянутых кинофорумах и кинопремиях, а также взять во внимание награды кинофорумов во Львове, Славутиче, Трускавце, Виннице, Ровно, Тернополе, Бердянске и других городах Украины, то получится, что нашим фильмам ежегодно выписывается больше сотни наград. А ведь есть ещё награды «Золотой СУК», «Путь к миру», призы Союза Кинематографистов и т. д.
Но найдётся ли во всей нашей стране столько действительно достойных фильмов, которым есть смысл давать все эти премии? Ведь за 2016-й год в наш прокат вышло около 30 фильмов. Если отнять из этого числа откровенно провальное и слабое кино, которое не может претендовать на адекватные кинопремии, то останется около пяти действительно стоящих фильмов. К этой пятёрке стоит прибавить все те картины, которые не выходили в прокат, ограничиваясь спецпоказами и участием в фестивалях. Но в итоге получится около десяти фильмов, за которые не стыдно. И все они, как правило, обязательно отмечаются на наших кинофорумах или удостаиваются прочих кинопремий.
Главное, чтобы наши кинематографисты не стали похожи на генералов КНДР, которым не хватает места на форме для всех их медалей. Эти награды им вручаются за участие в несуществующей войне. Так же, как и украинские кинонаграды щедро выписываются нашим фильмам за подвиги в киноиндустрии, которая по сути ещё не оформилась. Для многих зрителей украинского кино вообще не существует. Ведь, например, годовые сборы наших кинокартин составляют всего 2-3% от суммарного бокс-офиса в отечественных кинотеатрах.