К сожалению, из-за искажённой подачи информации нашими СМИ и нежелания разбираться в сути вопроса, личность российского политического деятеля (назовём его так) Алексея Навального воспринимается многими украинцами не вполне адекватно.
Сегодня Алексей Навальный не относится к числу медиа-персон, о которых часто говорят украинские СМИ. Однако, как мне кажется, чем ближе будут президентские выборы в РФ 2018 года, тем чаще станут упоминать его и у нас, позиционируя как едва ли не единственного противника Кремля.
У нас даже забудут тот факт, что Алексей Навальный уже заявил, что, если станет президентом, не вернёт Украине Крым. Он будет подонком, но нашим подонком.
Как известно, на днях в Ленинском суде Кирова Алексею Навальному вынесли приговор по тянущемуся с 2009 года «делу Кировлеса», осудив его на пять лет условно. Повторное рассмотрение дела стало возможным после решения ЕСПЧ, который в начале прошлого года признал, что Ленинский суд Кирова нарушил несколько статей Европейской конвенции по правам человека.
Тут же российские и украинские СМИ начали писать, что Алексею Навальному запретят участвовать в президентских выборах. Однако, по сути, данное судебное решение никак не влияет на данный вопрос, ведь ещё в ноябре прошлого года Верховный суд уже отменял вердикт нижестоящей инстанции по «делу «Кировлеса» и отправлял дело на пересмотр.
Поэтому, данный вопрос — лишь дело времени и политической необходимости. Участие Алексея Навального в выборах сегодня — это исключительно выбор технологии по его использованию в 2018 году.
Участие или неучастие Алексея Навального никак не повлияет на реальный расклад грядущих выборов — оно способно лишь создать необходимый фон для их проведения.
Например, на президентских выборах 2012 года Алексей Навальный в компании с такими фриками, как Ксения Собчак и Максим Кац, были использованы в качестве имитации протеста и зарождающейся угрозы «оранжевой чумы», что лишь сплотило электорат Владимира Путина.
Протест же был успешно слит — за такими маргинальными, откровенно карикатурными лидерами решились пойти лишь самые отбитые представители московского офисного планктона, превратив потенциальную революцию в фарс и буффонаду.
Я уже приводил пример покойного Бориса Немцова, который, несмотря на свою известность и куда более мощный, чем у Алексея Навального, политической бэкграунд, с треском провалился даже на выборах мэра родного Сочи.
Или, возьмём более свежий пример — выборы в Думу-2016. Партии либерального толка — «Яблоко», «Партия Роста» и «Парнас» в сумме набрали всего 4%. И это с учётом всего необходимого для мобилизации протестного электората — при обвале курса рубля, санкциях, коррупции и прочем беспределе, творящемся в путинской РФ. Несогласные, допущенные к выборам, получили от избирателей вотум недоверия. Впрочем, как и власть, — многие россияне попросту не пришли на выборы. Но это уже другая история.
Поэтому, если Алексей Навальный будет допущен к выборам, его роль будет сведена к мобилизации электората Владимира Путина, а его реальный результат будет колебаться в пределах статистической погрешности.
Учитывая, что вся внесистемная (внепарламентская) оппозиция, такие люди как Григорий Явлинский или Михаил Касьянов, откровенно сдулись, именно Алексей Навальный сегодня остаётся едва ли не единственным подходящим для проведения выборов-2018 кандидатом либерального толка.
Многие не понимают: почему Алексею Навальному позволяют говорить — делать ролики на YouTube, активно распространять информацию в социальных сетях? Ведь, при желании, российские спецслужбы могли бы заблокировать всю эту активность на корню.
Однако рот Алексею Навальному и его сторонникам не закрывают.
В том, что Алексей Навальный рассказывает о коррупции, для власти нет ничего страшного. Во-первых, о коррупции в РФ все знают и без него. Во-вторых, о творящемся говорит не только Алексей Навальный. Об этом говорят тысячи, если не миллионы людей — от кухонь до тех же федеральных эфиров, и что?
Суть вот в чём. Одно дело, когда о коррупции будут говорить честные люди, которых на федеральные телеканалы (да и вообще — на телевидение) не пустят в принципе. Другое же, когда о жуликах и ворах кричит такой же жулик и вор. Именно с жуликом и вором сегодня (в том числе, благодаря усилиям СМИ) ассоциируется Алексей Навальный у большинства россиян.
То, что Алексей Навальный пока не бывает на федеральных эфирах — лишь дело технологической необходимости. Все мы помним, как в своё время «Свобода», являясь, по сути, региональной малоизвестной силой, сумела пройти в Верховную Раду благодаря мощному присутствию на телеканалах, которые подняли рейтинг не знакомой большинству украинцев политической силе до нужной отметки.
Если будет нужно — Алексей Навальный будет и на федеральных эфирах. Не исключено, что в качестве мальчика для битья — как во время недавних дебатов с блоггером Артемием Лебедевым, после которых будущего кандидата в президенты критиковала даже либеральная публика.
Давайте проведем ещё одну аналогию с недавними украинскими событиями. Все помнят массовые митинги Арсения Яценюка, Олега Тягнибока и других оппозиционных к Виктору Януковичу политиков, которые продолжались в Украине не один год до Евромайдана. Всё это активно показывали по ТВ. Но ведь никто же не будет утверждать, что именно эта активность оппозиционеров, чей анти-рейтинг едва ли не превышал показатель самого президента, привела к событиям зимы 2013-2014 годов, верно?
Наконец, давайте не будем забывать, что Алексей Навальный, несмотря на свою молодость, в российской политике пребывает почти столько же, сколько и сам Владимир Путин — с 2000 года. Так что, называть Алексея Навального исключительно юристом или правозащитником — неверно.
Скорее он — классическая «консерва», срок годности которой, несмотря на приличный срок, ещё далёк от своего истечения. Тогда 24-летний политик вступил в «Яблоко», откуда был изгнан в 2007 году за попытки расшатать ситуацию в партии и сместить Григория Явлинского. Там же Алексей Навальный познакомился с Марией Гайдар — одесситы «эффективность» её работы уже прочувствовали на своей шкуре.
Интересно, что за 17 лет в политике Алексей Навальный, успевший побывать даже в совете директоров вполне себе государственного «Аэрофлота», несколько раз менял идеологический окрас, успешно превращаясь из либерала в националиста, и из националиста — обратно в либерала.
Именно роль главного либерала на выборах-2018 ему и уготована.