В ходе недавней встречи в Астане (Казахстан) по вопросу мирного урегулирования в Сирии Россия презентовала сторонам конфликта собственный проект новой конституции для разрываемой военными действиями страны. Проект предполагает преобразование унитарной арабской республики в федерацию. Субъекты сирийской федерации получают культурную и административную автономию.
На территориях, населяемых курдами, курдский язык получает статус официального. Законодательные функции передаются от президента к парламенту. Предлагается создать отдельный орган для субъектов федерации — Ассамблею регионов Сирии, которая получит широкие законотворческие полномочия. В проекте прописывается возможность изменения государственных границ по решению общегосударственного референдума при участии всех граждан Сирии.
Российская сторона считает, что её проект конституции должен поспособствовать ускорению процесса мирного урегулирования и является открытым для обсуждения и правок. Россия планирует продвинуть свой вариант конституции на грядущей Женевской конференции по вопросам мирного урегулирования в Сирии.
Реакция сторон конфликта на российское видение сирийской конституции смешанная. Режим президента Башара Асада не желает разделять законотворческие полномочия с парламентом и выступает против создания Ассамблеи регионов Сирии. Сирийская оппозиция отвергла российский проект, так как не сможет взять власть в стране в свои руки, поскольку он создаёт лазейки для Башара Асада продолжить правление до 2021 г. Согласно проекту конституции, президент избирается раз в 7 лет. Полномочия президента Башара Асада, который переизбрался в 2014 г., ещё не истекли.
Зато идею федерализации Сирии подхватили курды. По мнению представителя курдской партии «Демократический союз» во Франции Халеда Исса, Сирийский Курдистан (Рожава) должен претендовать не на культурную, а на широкую автономию в политической и экономической сферах.
Сирийские курды, кстати, разработали собственный вариант конституции Сирии на основе опыта управления территориями на северо-востоке страны (Африн, Кобани, Джазира). Де-факто на данных территориях с 2016 г. существует самопровозглашённая и самостоятельная от Дамаска Федерация северной Сирии с населением 4,5 млн. чел. (курды, армяне, ассирийцы).
Российский проект конституции Сирии, по сути, создал опасный прецедент активизации центробежных тенденций в соседней Турции (несмотря на её участие в качестве одной из стран-гарантов встречи в Астане вместе с РФ и Ираном), которая с недавних пор сотрудничает с российскими войсками в Сирии. В юго-восточных регионах Турции проживает около 20 млн. курдов. Опираясь на российский проект, сирийские курды могут требовать выделения Сирийского Курдистана в качестве субъекта федерации или же проведения общенационального референдума о независимости данного образования. Турецкие курды будут требовать от Анкары широкой автономии или же воссоединения с соплеменниками из Сирии. Турецкие власти традиционно подавляют с помощью военной силы проявления курдского сепаратизма. Но тут может возникнуть прецедент для активизации террористической деятельности Рабочей партии Курдистана (РПК) в Турции. В 2015-16 гг. РПК и представители ИГИЛ организовали 60 взрывов, которые уже унесли жизни свыше 400 человек.
Президент Турции Реджеп Эрдоган допустил явную ошибку, пойдя на военный альянс с Кремлём. С лета 2016 г. Анкара проводила самостоятельную военную операцию против курдов и ИГИЛ в приграничных с Турцией регионах Сирии. Турецкие военные должны были создать зону безопасности на курдских территориях и выдворить туда сирийских беженцев из Турции. В долгосрочной перспективе президент Реджеп Эрдоган заинтересован преобразовать Турцию в самодостаточный региональный центр на Ближнем Востоке и восстановить сферу влияния Османской империи. Турция остаётся конкурентом Ирана за перераспределение влияния в регионе и прохладно относится к режиму Башара Асада.
России не выгодна сильная Турция на Ближнем Востоке. Москва делает ставку на партнёрство с Тегераном и Дамаском ради укрепления своих позиций на Ближнем Востоке. Турция интересна России как маршрут для транзита природного газа в Европу, бизнес-партнёр и место досуга для российских граждан, но не как геополитический конкурент.
Придуманный Россией проект конституции для Сирии также создаёт потенциальную угрозу для национальных интересов Украины. Федерализация, широкие автономии, двуязычие в регионах — то же самое, чего Россия хочет добиться в Украине. Россия фактически создаёт в Сирии прецедент для вмешательства в конституционное законодательство Украины. Если российский проект новой конституции Сирии будет одобрен в Женеве, то Кремль может разработать свой вариант конституции для Украины. Кремль заинтересован в том, чтобы роль Киева в управлении регионами снизилась до минимума, а оккупированные территории Донбасса и весь юго-восток получили широкую автономию с возможностью проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику и развивать особые отношения с РФ. Украина уже провела децентрализацию, предоставив самостоятельность регионам в сфере формирования местных бюджетов. Но Россия может пойти дальше и требовать проведения федерализации как условия выполнения Минских договоренностей со своей стороны. Окончательные выводы о жизнеспособности российского проекта конституции Сирии стоит делать после Женевской конференции в феврале, где будут присутствовать представители США. Кремль попытается склонить Белый дом к одобрению российской инициативы по федерализации Сирии. Усиление курдов в Сирии отвечает американским интересам. Курдские военные формирования пешмерга являются партнёрами США в наземной борьбе с ИГИЛ. На курдов США делали ставку в ходе военной операции в Ираке в 2003-11 гг. После свержения режима Саддама Хуссейна США поддержали идею создания автономного Иракского Курдистана. В какой-то степени, предлагая курдам автономию, Россия даёт понять США, что готова разделить с ними сферу влияния в Сирии.
Новый президент Соединенных Штатов Дональд Трамп заинтересован договориться с Россией о сотрудничестве в борьбе с ИГИЛ на территории Сирии. Не исключено, что при условии сохранения режима Башара Асада и федерализации Сирии РФ будет готова вступить в антитеррористическую коалицию, сформированную США. Кремль сможет заработать реноме миротворца и борца с радикальным исламизмом и избавиться от имиджа страны-агрессора и спонсора военных преступников, наработанного из-за агрессии в Украине и односторонней поддержки режима Башара Асада в Сирии.
Однако в Конгрессе США республиканцы и демократы настороженно относятся к потугам Дональда Трампа найти точки соприкосновения с Россией. Внешнеполитические решения в Соединенных Штатах принимаются путём учёта позиции различных органов власти. Мнение Конгресса США стоит далеко не на последнем месте. Впрочем, с российским проектом конституции Сирии пока не согласились даже все стороны конфликта.