В 2017 году исполняется ровно сто лет со дня начала самой масштабной катастрофы Новейшего времени — большевистского октябрьского переворота. Юбилейная дата заставляет задуматься не столько о причинах и следствиях ужасного эксперимента над 160-миллионным народом, сколько о мотивации конкретных политиков, которые раскачивали лодку поступательного развития общества.
В четырех созывах Государственной Думы Российской империи работали депутаты, избранные от украинских губерний. Они тоже приложили руку к общей разрухе в стране и уничтожению государства.
«Фраза» продолжает сквозной проект под названием «Они раскачивали лодку», чтобы ознакомить читателей с «подковерным» законотворчеством первых отечественных парламентариев. Это не лобовые исторические параллели между сегодняшним днем и событиями вековой давности. Тем не менее прошлое никто не отменял.
Во всех созывах Государственной Думы были свои одиозные депутаты, которые объединялись в преступные сообщества, чтобы «пилить» бюджет, лоббировать интересы промышленно-финансовых корпораций, торговать военными секретами и... попутно не забывать о своем кармане.
Современная Украина переживает ситуацию, которая на 90% повторяет бытие Российской империи 1914-1917 годов. У нас есть парламент и правительство, олигархическая экономика и война на Востоке. Кому выгодно сегодня раскачивать лодку под названием «Республика Украина»? На этот вопрос, уважаемый читатель, вы должны ответить сами.
Все части проекта «Они раскачивали лодку» читайте здесь.
Часть V. Парламентский сиделец Кирилл Черносвитов
«23 апреля обыватели всех сословий города Владимира проводили в Петербург члена Государственной думы Кирилла Кирилловича Черносвитова. Уже во втором часу дня на вокзал стала собираться публика, ко времени отхода трехчасового дневного поезда буфетный зал был переполнен.
Депутат нижней палаты приехал по своему обыкновению на велосипеде в половине третьего и был встречен публикою криками: ура! — и аплодисментами.
В ответ на такое приветствие наш избранник произнес взволнованным голосом речь, в которой выразил благодарность за приветствие, но заметил, что относит симпатии провожающих не столько лично к себе, сколько к партии „народной свободы“.
Далее он сказал, что настрадавшийся бесправный русский народ заслуживает столь желанной всеми свободы и народные представители положат все свои силы на завоевание свободы и ее добьются.
Речь Кирилла Кирилловича была вновь покрыта криками одобрения и аплодисментами. Проводы закончились на платформе, где один из публики произнес, обращаясь к отъезжающему, стихи, и — при общих и шумных пожеланиях счастливого пути — поезд двинулся в путь».
Репортер «Владимирской газеты» красочно описал проводы в Петербург депутата Государственной Думы второго созыва Кирилла Кирилловича Черносвитова.
Гласный от города Владимира был легендарной личностью в истории российского парламентаризма. Он избирался депутатом всех четырех Дум и, по меткому выражению журналистов, стал «вечным сидельцем Таврического дворца от партии народной свободы».
Черносвитов — самый метафоричный депутат Госдумы. Репортеры называли его «троянским конем русского либерализма», «непотопляемым кораблем свободы» и «хитрым лисом правой реформации».
Кирилл Кириллович был прирожденным оратором и умел вовремя найти компромисс между враждующими фракциями парламентариев. Он долгое время был в Думе своеобразным «теневым центром», который объединял всех политиков либерального направления.
Александр Гучков писал в своих мемуарах: «Черносвитов был самым полезным думцем нашей фракции. Своей обширной образованностью он подавлял недалеких оппонентов из «трудовиков» и «социалистов», умея преподнести аргументы «за» и «против» таким образом, что и добавить другим ничего не оставалось. Он для всех нас служил «ходячей энциклопедией».
Ходячая энциклопедия
Кирилл Кириллович Черносвитов родился 6 февраля 1866 года в Пошехонском уезде Ярославской губернии. Он был девятым ребенком в семье, где было десять детей.
Родители будущего депутата принадлежали к старинному дворянскому роду, который был связан с историей Российской империи. Биографы парламентария нашли архивные документы о том, что один из его давних предков -- Михаил Черносвитов был дворянином и участником защиты крепости Дедиславль от крымских татар, состоял в передовом полку князя А. И. Голицына.
Его внук Григорий Черносвитов, поручик лейб-гвардии Преображенского полка, стал участником переворота, приведшего к власти императрицу Елизавету Петровну.
Ярославские дворяне состояли в родстве с семьями Пушкиных и Волконских. Феофилакт Черносвитов — премьер-майор артиллерии — упоминается Пушкиным в «Записках о Пугачевском бунте», а золотоискатель Рафаил Черносвитов фигурирует в «Записках из мертвого дома» Достоевского как «одноногий купец из Сибири».
Рафаил был близко знаком с писателем, проходил с ним вместе по «делу «петрашевцев». Он изобрел управляемый аэростат (дирижабль), протез ноги (вместо потерянной им на войне с поляками) и уникальный паровой двигатель. Его труды использовал первый русский самолетостроитель Александр Можайский.
Кирилл Черносвитов мог похвастаться родством со многими именитыми аристократами, однако он решил выбрать свой путь.
Начальное образование подросток вместе с братьями получил дома от приходящих учителей. В 1877 году его определили в Императорское училище правоведения, которое он благополучно окончил с отличием 6 мая 1887-го.
Согласно существующему порядку, всех студентов, входящих в список первых десятерых по успеваемости, Кириллу Черносвитову был присвоен IX класс «Табели о рангах».
Свою карьеру будущий парламентарий начал в пятом департаменте Сената, а затем был отправлен отбывать цензовый срок на должность товарища прокурора и члена Владимирского окружного суда.
Молодой правовед оживил провинциальный быт горожан. В его доме на Нижегородской улице собирались журналисты, преподаватели местных гимназий и молодые чиновники губернских присутствий.
Черносвитов привез с собой громадную библиотеку семьи и давал всем желающим книги. Он стал интеллектуалом губернского города и популярным среди обывателей.
Вот что писала о нем «Владимирская газета»: «В нашем городе Кирилл Кириллович заявил себя как очень симпатичный, честный и энергичный общественный деятель. Его энциклопедические знания оставляют всех местных книжников далеко позади.
Наша городская библиотека, главным образом, ему обязана своим возникновением и существованием. С самого открытия библиотеки и до настоящего времени он состоит председателем её совета и главным работником в ней.
Он — один из инициаторов и членов-учредителей при открытии общества взаимопомощи учащихся Владимирской губернии. В правлении этого общества он принимает очень деятельное участие: по устройству общежития для детей учителей — членов общества, наблюдению за ним; приобретению дома для общежития и пр.
Владимирская исправительная колония для малолетних очень много обязана Кириллу Кирилловичу, как одному из самых главных и честных работников по заведыванию делами колонии, членом правления которой он состоит с 1904 года.
Энергичный и отзывчивый, Кирилл Кириллович состоит одним из главных учредителей родительского общества при здешних мужской и женской гимназиях. Его избрали громадным, подавляющим большинством голосов председателем родительского комитета при женской гимназии и членом комитета женской гимназии...».
Журналистский текст напоминает провинциальный некролог ХIХ века, но, оказывается, это... всего-навсего предвыборная агитация кандидата в депутаты I Государственной Думы Кирилла Черносвитова. Подобные листовки журналисты сегодня пишут и для современных народных избранников.
26 марта 1906 года Владимирским губернским избирательным собранием Черносвитов был избран гласным Государственной Думы первого созыва.
Гласный Думы
Парламентская деятельность Кирилла Кирилловича в Государственных Думах всех четырех созывов была очень напряженной. Он участвовал в разработке аграрного и образовательного законопроектов, вносил изменения по законодательству об отмене смертной казни и телесных наказаний, был автором «Основных положений о социальном страховании рабочих и начислении пенсий», выступал за немедленную отмену военно-полевых судов, цензуры и т. д., и т. п.
Черносвитов — автор 24 законов, принятых думцами разных созывов. Согласно статистическим отчетам, он 811 раз выступал с трибуны и внес более 2000 поправок к законопроектам от правительства.
Однако думский оратор Кирилл Кириллович был не свободен в своем волеизъявлении. Народный избранник был связан по рукам и ногам корпоративными и сословными обязательствами.
Так, например, он приложил максимум усилий, чтобы провалить во второй Думе закон премьер-министра Петра Столыпина о закрытии всех порто-франковских городов на Дальнем Востоке для защиты русской внешней торговли.
Причиной такой активности депутата было то, что учредитель общества судомеханических заводов в Петербурге, действительный статский советник и близкий родственник Черносвитова по материнской линии Николай Иванович Путилов имел отлаженную логистику поставки металла без двойного налогообложения. Для него закрытие свободных портов оборачивалось миллионными убытками.
На заседании 2 марта 1907 года председатель Думы Головин зачитал послание министра финансов, которое гласило: «Неудачная для нас война вызывает необходимость крупных затрат на возрождение нашей армии и флота. Министерство финансов просит утвердить новые налоги и преобразовать некоторые существующие виды обложений, с целью возможной равномерности обложения и возможности послабления для неимущих масс дополнительного налогового бремени. Предлагается повысить ставку до 124% сборов с винных откупов в провинции...».
Послание содержало большую номенклатуру повышения налоговых сборов с населения, но Кириллу Черносвитову удалось выполнить заказ «владимирских ходоков» (лоббистов. — Авт.) и «удержать винные откупа в прежнем податном бремени». Сейчас можно только догадываться, какой гонорар получил депутат от водочных магнатов.
Во второй Думе большой резонанс вызвал вопрос о правительственной помощи крестьянам Поволжья и Центральной России, которые с периодичностью в три года переживали в зоне рискованного земледелия тотальные неурожаи.
Депутат от большевиков Алексинский предложил такой вариант поддержки крестьян: «Содержание одного только Государственного Совета из 28 тайных бюрократов обходится казне ежегодно в 381 тысячу с лишком рублей. Если прибавить к этому комиссионные, командировочные, наградные и т. д., то выйдет что-то около одного миллиона рублей. Если принять во внимание, что для спасения голодающего крестьянина необходимо всего лишь 1 р. 40 копеек, то на эту сумму, получаемую 28 членами Государственного Совета реакционной партии, можно было бы прокормить и спасти от голодной смерти не менее 625 тысяч человек...».
Здесь Кирилл Черносвитов не выдержал (в Госсовете находились люди, финансирующие кадетов) и, перебив выступающего, разразился долгой речью о необходимости «содержать мозговой центр страны». После его выступления предложение большевика Алексинского было снято с рассмотрения заседания.
Удачный депутатский бизнес «парламентского сидельца» вызывал раздражение как у правительства, так и у конкурирующих лоббистских групп народных избранников. Для Кирилла Кирилловича вскоре настали трудные времена.
Трудные времена
В конце 1906 года Черносвитов подал во Владимирскую губернскую комиссию по выборам жалобу «о невнесении его в списки избирателей».
Дело в том, что формально город Владимир не входил в округ Санкт-Петербургской судебной палаты, в котором Кирилл Кириллович проживал как присяжный поверенный.
В конечном итоге в ходе рассмотрения жалобы никаких нарушений кандидатом во вторую Думу «профессиональных обязанностей в том, что он остается пока на прежнем месте своего жительства во Владимире», усмотрено не было, и Кирилл Кириллович стал депутатом II Государственной думы от Владимирской губернии.
В декабре 1906 года на квартире «успешного гласного» жандармерией был произведен обыск, о чем не замедлили сообщить все городские газеты.
Из материалов произведенного по этим публикациям расследования проистекает, что «в первом часу ночи на 28 ноября к дому гласного на Нижегородской улице, с целью производства в этой последней обыска, явился жандармский ротмистр с сопровождавшими его лицами».
Сам Черносвитов отсутствовал тогда во Владимире, так как находился в это время в Ярославле. Однако дело было тихо «спущено на тормозах» по приказу из Петербурга.
В 1912 году противостояние правительства и депутата Черносвитова достигло апогея. Местные власти не зарегистрировали его в списках кандидатов в IV Государственную Думу.
Тем не менее и на этот раз Кириллу Кирилловичу удалось пройти в парламент от Ярославской губернии (вместо князя Урусова, который отказался быть в партии кадетов).
***
Депутатский бизнес парламентского ветерана Черносвитова закончился в день большевистского октябрьского переворота.
Кирилл Кириллович не только не принял советской власти, но и пытался организовать активное сопротивление узурпаторам. В 1918 году он вошёл в состав либеральной антибольшевистской организации «Национальный центр» и стал одним из руководителей её подпольной работы в Петрограде.
При его содействии участники Ярославского восстания получали подложные документы и продолжали борьбу против большевиков. Кирилл Черносвитов целых четыре месяца передавал в Москву главе «Национального центра» Щепкину разведывательные данные о 7-й советской армии, оборонявшей Петроград.
На его квартире собирались участники подпольной организации, а позднее прибывали курьеры от Колчака и Юденича. Бывший депутат прилагал титанические усилия для координации борьбы с большевистской властью, но... 11 сентября, вместе с другими деятелями тайной организации, был арестован.
Возглавлял операцию по разгрому «Национального центра» сам Феликс Дзержинский, он первым и допрашивал бывшего парламентария в Бутырской тюрьме.
Кирилл Кириллович Черносвитов был расстрелян 23 сентября 1919 года на Бутовском полигоне и похоронен в братской могиле.