Всех без исключения граждан Украины можно поздравить с тем, что они стали «счастливыми» совладельцами парламентских политических партий. Подобное утверждение является отнюдь не преувеличением. Согласно новациям в отечественном законодательстве политические партии, имеющие фракции в парламенте, начали получать финансирование из бюджета на ведение уставной деятельности. Теперь граждане Украины будут оплачивать не только грабительские тарифы на коммуналку и галопирующие цены на продукты питания и товары первой необходимости, но еще и партии, обслуживающие интересы олигархии.
Формально эта мера является правильной и применяется во многих цивилизованных странах. Она введена для того, чтобы исключить политическую коррупцию и влияние олигархов на политические партии. Но возможность того, что партии откажутся от теневого финансирования и будут жить, как говорил герой кинокомедии, «на одну зарплату», получаемую из бюджета, вызывает огромнейшие сомнения.
Обращает на себя внимание тот факт, что в числе партий, получивших из бюджета немалую сумму, числится «Народный фронт», рейтинг которого согласно последним социологическим исследованиям составляет меньше 1%.
Не менее примечательным является еще и то обстоятельство, что согласно последним исследованиям фонда «Демократические инициативы» граждане Украины тотально не доверяют политическим партиям. Отрицательный баланс доверия и недоверия для политических партий в Украине, по данным социологов, составляет 67%. И при этом граждане-налогоплательщики финансируют партии через бюджет!
Партийный пир во время войны и разрухи
Национальное агентство по противодействию коррупции приняло решение о выделении из государственного бюджета 398 млн гривен и распределении этих средств между шестью парламентскими партиями.
Подчеркнем, что право на получение финансирования из госбюджета имеют партии, преодолевшие на выборах-2014 барьер в 5%, а средства распределяются в зависимости от набранных голосов. А вот уже на следующих выборах в 2018 году деньги получат политические силы, преодолевшие 2%-й барьер, то есть в том числе и те, которые не пройдут в парламент.
Опять-таки, примечателен тот факт, что в этом году больше всех денег получат «Народный фронт», имеющий 64 депутата, — 113 млн 753,5 тыс. гривен, то есть та партия, рейтинг которой опустился ниже некуда. Затем идет Блок Петра Порошенко — 112 млн 103,6 тыс. гривен (63 депутата). Оппозиционный блок получит 48 млн 467,7 тыс. гривен (27 депутатов), Радикальная партия — 38 млн 257,9 тыс. гривен (22 депутата), партия «Батьківщина» — 29 млн 182,2 тыс. гривен (17 депутатов).
Пожалуй, более всего повезло партии «Самопоміч». За своих 32 депутата партия получит не только полагающиеся 56 млн 394,56 тыс. гривен, но еще и 44 млн 239,94 тыс. гривен за то, что во фракции состоят 11 женщин, в результате чего выполнена некая «гендерная квота». Итого, партия получит около 100 млн гривен.
Как говорится, cherchez la femme!
Все это напоминает советские квоты «от женщин», «от молодежи», «от ветеранов» и так далее. До квот «от сексуальных меньшинств» при совдепии еще не додумались...
Согласно закону о государственном финансировании партий деньги будут выделять ежеквартально по 25% от общего объема финансирования для каждой конкретной партии. Эти средства можно потратить на аренду помещений, зарплату работникам партийных ячеек и на партийное строительство. Таким образом, Блок Порошенко уже получил — 28 млн гривен, Радикальная партия — 9,56 млн гривен, «Самопомич» — 14 млн и 11 млн гривен за выполнение квоты, «Батькивщина» — 7,29 млн гривен и «Народный фронт» — 28,43 млн гривен.
Что же касается Оппозиционного блока, который в 2016-м отказался от бюджетных денег, то и сейчас он пока финансирование не получил. В Национальном агентстве по предотвращению коррупции сообщили, что в настоящий момент выделение денег этой партии требует согласования, ведь партия не предоставила соответствующего заявления об отказе от финансирования, но и не изъявила желание получить финансирование. В свою очередь, в Оппоблоке заявляют, что на сей раз деньги возьмут, но направят их на борьбу с коррупцией и на конкретную помощь людям.
Правда, проблема в том, что согласно закону средства могут быть потрачены только на уставную деятельность партий, например, на приобретение и обслуживание оргтехники, аренду офисов, оплату труда наемных работников партийных органов, политическую рекламу и так далее. Таким образом, направлять средства «на борьбу с коррупцией и на конкретную помощь людям» вроде как нельзя, а нецелевое использование бюджетных средств, как известно, является деянием наказуемым.
Решение о государственном финансировании политических партий вызвало множество негативных комментариев как при принятии соответствующего закона, так и при выделении каждой «порции» средств. Бюджетные средства выделяются отнюдь не бедной публике, имеющей дорогие иномарки, статусные вещи, недвижимость и многомиллионные счета за границей.
В то же время теперь закон обязывает партию отказаться от теневого финансирования и жить исключительно на средства, которые им выделяет государство. Если партия отказывается поступать таким образом, то имеет место нарушение закона. А поскольку, отказавшись от государственного финансирования, партия продолжает свою деятельность, то это значит, что она получает теневое финансирование. Следовательно, указанный закон является не чем иным, как профанацией хорошей идеи, а политическая коррупция никуда не исчезла, то есть вся эта затея — пустая трата бюджетных средств и не более того.
История, теория и практика вопроса
Государственное финансирование партий было узаконено в октябре 2015 года принятием Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно предотвращения и противодействия политической коррупции». Необходимость и действенность этой нормы в Украине является крайне спорной, хотя на ее принятии настаивала Европа. Государственное финансирование политических партий — весьма распространенное явление в мире, прежде всего в Европе.
Это не первая попытка ввести государственное финансирование партий. В 2003 году был принят закон, согласно которому государство возмещало расходы партий на предвыборную агитацию. В 2008 году эти нормы были отменены, но это не привело к сокращению количества партий. Наоборот, за 10 лет их количество выросло со 140 до 300 и более.
Повторим, что государственное финансирование партий направлено на устранение коррупции, поддержку важной роли политических партий в жизни общества, снижение чрезмерной зависимости от частных доноров, предоставление всем партиям возможности конкурировать на выборах в соответствии с принципом равных возможностей, укрепление политического плюрализма, надлежащее функционирование демократических институтов. Именно так на стадии создания указанного закона вопрос ставился Венецианской комиссией. Формально, на бумаге эти требования выписаны в виде соответствующих норм закона.
Финансовую деятельность партий теперь будут контролировать Счетная палата и Нацагентство по предотвращению коррупции.
Но отечественные реалии далеки от красивых европейских правил. Из 350 зарегистрированных партий отчеты за два квартала 2016 года подали менее 200.
Даже у партий, представленных в данный момент в парламенте, по состоянию на осень 2016 года, практически отсутствовали официально работающие сотрудники. Партия «Батьківщина» была в этом смысле самой правильной, поскольку в ней официально были оформлены на работу 65 человек. Правда, численность членов партии составляет полмиллиона, конечно, по информации самой партии, и очевидно, что 65 человек аппаратных работников — это слишком мало. Но это хоть что-то...
Зато в Блоке Порошенко числились всего несколько человек, причем с мизерными зарплатами. В «Народном фронте», похоже, вообще никто не числился, а самыми крупными расходами партии еще не так давно были только затраты на программное обеспечение для компьютеров и на аренду помещений.
Таким образом, налицо злостное уклонение от налогов, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Обратим внимание на тот вопиющий факт, что уклонением от налогов занимаются те, кто сочиняет законы на тему борьбы с уклонением от налогов.
В то же время широко известно, что реальные бюджеты партий исчисляются порой миллионами долларов, но это совершенно закрытая информация, не доступная для фискальных и правоохранительных органов. Поэтому совершенно непонятно, как финансовую деятельность партий будет контролировать Агентство по противодействию коррупции, которое не имеет оперативно-следственных работников, не имеет даже права вести оперативно-следственные мероприятия.
Партийно-коррупционная вакханалия в олигархическом государстве
Итак, полномочия по контролю над финансированием политических партий возложено на новосозданное Национальное агентство по предотвращению коррупции. Подобная мера мотивировалась тем, что этот орган является самым независимым, а также будет иметь достаточные полномочия и кадровый потенциал. Но пока агентство представляет собой скорее пустое место под красивой вывеской.
Первичную проверку финансовой отчетности партий должны осуществлять Центральная избирательная комиссия, а также территориальные избирательные комиссии. Но следует учесть, что избирательные комиссии всегда проводили такую проверку, но до сих пор ни одна партия не была снята с выборов за непрозрачность финансов при явной тенизации финансовой деятельности всех без исключения партий. В этом смысле все осталось по-старому, и появление Национального агентства по предотвращению коррупции ничего не изменило.
В целом указанные нормы внешне являются прогрессивными и по-европейски «продвинутыми». Но их действенность в отечественных условиях более чем сомнительна, потому как они не учитывают отечественные условия. Прежде всего речь идет об олигархическом социально-экономическом и политическом укладе, коррупции как несущей конструкции всего общественного здания, а также о давно существующих схемах и обычаях, позволяющих успешно обходить даже самые строгие меры.
Формальное ужесточение ответственности за нарушение норм о финансировании партий и избирательных кампаний вызывает огромный скепсис уже хотя бы потому, что в Украине можно «отмазаться» от намного более тяжких преступлений, включая убийство.
Заложенные в законодательстве ограничения на взносы в партийные фонды от юридических и физических лиц вызывают еще больший скепсис. В большинстве случаев финансирование производится наличными, через офшоры или подставные фирмы, формально к партиям отношения не имеющие. В то же время олигархи, финансирующие партии в своих интересах, обладают огромными возможностями, включая банковскую инфраструктуру, чтобы вывести средства за рубеж, затем их ввести обратно, обналичить хоть в валюте, хоть в гривне. Именно такими теневыми средствами чаще всего оплачивается львиная доля партийных расходов. Одновременно с этим подается официальная отчетность, в которой финансирование партий соответствует букве и духу закона. Проконтролировать же теневые финансовые потоки не сможет никакое антикоррупционное агентство, да чаще все это невозможно в принципе.
Политическая коррупция является следствием. Причинами же, повторим, являются олигархический социально-экономический уклад и соответствующие морально-психологические установки в обществе, без коренной смены которых подобные манипуляции бессмысленны, поскольку без устранения причин следствия, включая политическую коррупцию, будут все время воспроизводиться.
Чтобы побороть политическую коррупцию, следовало хотя бы начать реализацию лозунгов по деолигархизации и демонополизации. Напомним, что с этими лозунгами Порошенко выступил примерно год назад, но вопрос как-то быстро сошел на нет. Очевидно, потому, что сам Порошенко является олигархом.
Пока главным «достижением» деолигархизации является национализация «Приватбанка» под давлением МВФ. При этом, похоже, больше проиграло государство и налогоплательщики, чем Коломойский, который за счет граждан страны лишился «головняка» с многомиллиардной докапитализацией банка.
Итак, вместо действенного механизма по борьбе с политической коррупцией получаем еще один громоздкий бюрократический механизм, а также дополнительные бюджетные расходы, которые в принципе не могут обеспечить прозрачность финансирования партий и предотвратить коррупцию. Более того, партии, как и прежде, будут выражать интересы не рядовых граждан, а правящей властно-олигархической верхушки. Но платить за все это будут рядовые граждане-налогоплательщики!