Несмотря на то, что сегодня партия «Батьківщина», возглавляемая бессменной и нестареющей Юлией Тимошенко, уверенно лидирует в рейтинге политических симпатий украинцев, опасность может угрожать ей отнюдь не с той стороны, с которой ее ожидает дважды экс-премьер. Погруженную в тяжелые реформы администрацию президента на демонической Банковой ныне совершенно затмевает взрослеющий конкурент нашей тяжело восстающей из пепла политической незабудки.
Видите ли, если учитывать, что запущенное 2014 годом перманентное дробление партийных организмов, вкупе со смешанной избирательной системой возвращает нас прямиком в конец 90-х годов, то жалкие рейтинги всех ведущих, старых, новых и перелицованных партий не должны вызывать удивление. Особенно если обратить внимание на чуть ли не половину неопределившихся избирателей и ту огромную дыру, которая зияет на политическом небосклоне на месте Партии регионов и КПУ.
Унылый «Оппозиционный блок», живущий под дамокловым мечом прокуратуры, во главе с вялым, уставшим и стареющим Юрием Бойко был и остается трагикомическим недоразумением — если бы позволила Москва, все его депутаты в едином порыве влились бы в состав правящей партии БПП. Тяготеет к истеблишменту и гламурный народник Олег Ляшко, объявивший о приглашении на инаугурацию Дональда Трампа и умильно боящийся турбулентности в полете. Все они, если дотянут до парламентских выборов, неизбежно возьмут свои проценты в диапазоне, регистрируемом социологическими службами (5-10%), да и чего же боле?
Тем паче что парламентское большинство (если не изменится лукавый избирательный закон) все равно останется в руках того, кто протащит побольше «жирных котов» в одномандатных округах, где достаточно скупить одну-две десятых электората скромными подачками и завесить все столбы бессодержательной рекламой. Ради этого политические дилеры и вернули смешанную систему в 2012 году и когтями вцепились в нее в 2014-м.
Но!
На этом фоне над черной дырой дезориентации огромной массы потенциальных избирателей ныне сверкает квазар Вадима Рабиновича, превратившего официально уже не свой (ли?) телеканал в рупор, бичующий в круглосуточном режиме нон-стоп любые грехи и ошибки власти. Сам же Вадим Зиновьевич, не жалея здоровья, чуть ли не ежедневно принимает звонки от страждущих граждан (похоже, вполне реальных — такую аутентику подделать очень сложно) и комментирует сюжеты, намекающие на очередное антинародное злодеяние. Может себе позволить — ведь, угадав настроение медиа и политически активной общественности, Рабинович (лидер собственной и весьма старинной партии «Центр», входившей в блок) еще в мае прошлого года сбросил оковы фракционной дисциплины, справедливо не желая играть в парламенте роль мебели. Мало кто обратил внимание на мотивацию Вадима Зиновьевича: по его мнению, необходимо переходить к «более радикальной оппозиции».
Тогда его поступок расценивался как шаг в сторону сотрудничества с властью. Но, может быть, одно не исключает другого. Ведь тот же пока что официальный вождь украинского радикализма Олег Ляшко вполне откровенно рассказал о своих связях с Сергеем Левочкиным в 2012 году (по большому счету, это был секрет Полишинеля). Разумеется, это не означает, что такое сравнение призвано бросить тень на пламенную оппозиционность Рабиновича, натурально задыхающегося от любви к народу в собственной студии, как теперь принято говорить в режиме «лайв». Вместе с тем косвенное совпадение интересов «коварного угнетателя» обездоленных масс Порошенко и медиамагната-правдоруба (в прошлом являлся сооснователем «1+1», президентом издательского дома «Столичные новости» и до недавнего времени руководил деятельностью крупной медиа-группы) может состоять в следующем.
Дело в том, что заметная масса избирателей, которая вряд ли отдаст свои голоса правящей коалиции БПП/НФ, все же не должна оставаться без присмотра. Желание многих людей, измотанных девальвацией, войной, растущими тарифами и непонятными для большинства реформами, поверить экзотическому трибуну, миллионеру-патриоту, кстати говоря, при Советах сидевшему в тюрьме цеховику, вполне объяснимо. Тем более что с некоторыми персонажами из истории «1+1» — в данном случае речь об Александре Роднянском, в своих интервью 2014 года (к большому разочарованию интеллигенции) демонстрировавшем слегка сглаженную прокремлевскую позицию, Рабинович, как представляется, давно разошелся.
Да и сам канал продан Евгению Мураеву, молодому политику с неоднозначной репутацией. Но Рабинович — это Рабинович, а Мураев все-таки Мураев (кем бы он ни был на самом деле, это человек без харизмы и без истории).
А Вадим Рабинович — типичный человек 90-х, с трудной авантюристической судьбой, и эта грубоватая открытость в нем не может, при наличии мощного информационного излучателя, не привлекать. В такую воронку вполне может увлечь и сомневающегося избирателя других партий, чьи лидеры потускнели за свою долгую политическую карьеру в разном качестве. Но главный упор сделан на объективно протестный электорат, если исходить, по крайней мере, из типажей, которые звонят в эфир пожаловаться Вадиму Зиновьевичу на свои проблемы, но совершенно политически дезориентированы.
При этом в последнее время Рабинович явно «включает Трампа»: заявляет, что надо «сделать Украину великой снова!». В общем, тренируется, хотя и в этом, бывает, перегибает палку, как в истории с эксгумацией пражской могилы Александра Олеся (Кандыбы). Но нельзя не подозревать, что потенциальный избиратель партии с многообещающим названием «За жизнь!» (бывший «Центр») и вовсе не заметил этого скандала, имеющего значение лишь для политизированной патриотической интеллигенции.
Политик Рабинович, охотящийся в опустевших электоральных угодьях Януковича и Симоненко, сегодня находится на траектории роста, что не может не волновать старых украинских партократов, особенно тех, у кого нет своих (или условно своих) телеканалов. Взяв за горло протестный электорат страны, лидер «жизнелюбцев» вполне может сыграть роль годного спарринг-партнера для Петра Порошенко в 2019 году или ранее.