За несколько дней до Нового года Президент Украины Петр Порошенко подписал несколько законов, которые у многих вызвали ощущение дичайшего дежавю.
Помните, как Виктор Федорович любил подписывать важные законы в пятницу вечером, когда до конца рабочего дня оставались считанные минуты? Журналисты эти пятницы будут помнить еще долго.
Петр Алексеевич же, хоть и не славится порывом подписать что-то важное за две минуты до конца рабочей недели, решил это самое «что-то» подписать за две минуты до конца года.
Порошенко подписал изменения в законодательство касательно работы физических лиц-предпринимателей. Согласно новым нормам, уже с 1 января отдельные категории ФЛПов, в частности второй и третьей групп, будут вынуждены платить единый социальный взнос свыше 704 гривен в месяц.
Взнос будет необходимо платить, даже если предприниматели временно не имеют никакой прибыли.
Раньше ФЛП, когда в определенном периоде имел прибыль, платил 5%-ный налог и ЕСВ. Если движения средств не было, то платить не было необходимости.
Именно поэтому многие предприниматели держали открытые ФЛПы, а платили налоги только тогда, когда имели реальные доходы.
В переводе на человеческий язык наша власть решила действовать по принципу российского «Газпрома» и опробовать на нас с вами формулу «бери и плати». России наплевать, сколько нам на самом деле нужно газа, главное, чтобы мы взяли то, что ей выгодно, и щедро заплатили. Нашей власти наплевать, приносит предприятие прибыль или существует исключительно номинально, главное, чтобы за него регулярно платили.
Вот только не понятно, за что платить-то.
Естественно, реакция населения не заставила себя долго ждать. Люди выстроились в километровые очереди, чтобы успеть закрыть ФЛП до 1 января и не платить за «спящий ФЛП».
Кстати, есть еще один интересный момент: в самый канун Нового года Порошенко подписал закон, согласно которому на работодателя, который выплачивает своим сотрудникам зарплату «в конверте», будет налагаться штраф в размере 320 тысяч гривен.
Борьба с теневыми зарплатами — дело хорошее и нужное, кто ж спорит? Только кто сказал, что драконовский налог поможет вывести зарплаты из тени? Вот взяли и одним росчерком пера лихо покончили с серыми зарплатами? А может, наоборот: загнали мелкий бизнес в еще более глухой угол и еще больше развязали руки коррупционерам? Почему? Да потому, что мелкий бизнес пытается обойти налоги по одной простой причине: они у нас неподъемные и противоречат любому здравому смыслу. Драконовский штраф не выведет зарплаты из тени, он просто даст возможность чиновникам, занимающим нужные кресла, зарабатывать на том, чтобы в нужные моменты «решать вопросы» за меньшие деньги, но уже в интересах своего кармана, а никак не в интересах госбюджета.
Так что же на самом деле ждет мелкий бизнес в Украине? К чему приведут эти налоговые нововведения и каковы шансы, что мелкий бизнес вообще выживет? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые ориентируются в сфере налогов гораздо лучше, чем мы с вами.
Введение подобного налога — это нормально, это европейский метод. В Европе в таком виде, как у нас, малый бизнес вообще не существует. Малый бизнес в Европе — это люди, которые открыли свое кафе, свою парикмахерскую, но не больше. У них очень маленький доход, очень большие налоги и очень жесткий контроль. Вот у нас сейчас и делают такой малый бизнес, как в Европе. Соответственно, те, кто все это не вытягивают, просто закрыаются, а кто может вытянуть, занимаются всем этим, но при этом не забывают платить налоги. Когда говорят о том, что в Европе малый бизнес занимает какую-то часть налогов, то нужно признать, что у нас малый бизнес платит мало налогов, именно поэтому Петр Алексеевич и Гройсман переводят его в европейский доход и считают, что надо, чтобы малый бизнес платил.
А вот что касается штрафа за зарплаты в конвертах, то это все мелочи жизни. Любой проверяющий всегда возьмет взятку. Все же прекрасно знают, что придет проверяющий и его будет интересовать только то, сколько он положит себе в карман. Понятное дело, что никто официально малый бизнес как таковой не закроет, люди просто будут работать нелегально, и это естественно. Это по-нашему. А что касается теневых зарплат, то половину работников просто уволят, это в тех случаях, когда люди работают, но по документам их просто не существует, вторая часть работников останется, конечно. Но придет проверяющий, ему дадут на лапу, и он уйдет. Проверяющий будет приходить с одной единственной целью — получить на лапу, об этом же все прекрасно знают. Никто же реально с этим всем бороться не будет. Кто борется, тот не так зарабывает. В принципе тут ничего необычного я не вижу. Я считаю, что налог — это нормальная практика в данной ситуации. Просто сейчас получилось, что у нас власть пытается сделать, как в Европе, но получается, как в Украине. Ну и тот момент, что это все принимается за два дня до новогодних праздников — это тоже наше. Унас бюджет принимают ночью — это пример того, что у нас оппозиция всегда рассказывает, что она будет делать реформы. А вот когда она дорывается до власти, все обещанные реформы сводятся к тому, что их в лучшем случае просто нет. Вот такая у нас ситуация.
При том количестве налогов, которое у нас есть, при той системе , которая применяется и помесячно, и по полугодиям, и поквартально, я нашим предпринимателям, причем любой формы деятельности, откровенно не завидую. Они находятся в очень сложном положении, и когда к нынешней ситуации с налогами добавляется еще что-то, то это может вызывать только одну реакцию.
А вот что касается штрафов за зарплаты в конвертах, то нужно понимать, что с «черной зарплатой» у нас борются с момента появления малого предпринимательства как такового. И все равно теневая экономика у нас только увеличивает свою зону, чему, кстати, очень способствовало еще и появление всех проблем на востоке Украины. Там это все вообще зашкаливает и уже даже появились совершенно новые виды теневой экономики. Криминогенная экономика расширила свуою зону.
Все эти попытки запретить, ограничить, поймать на чем-то заставляют придумывать новые, более сложные схемы, но сами схемы все равно продолжают сществовать.
Поэтому малый бизнес у нас и не развивается. Все 25 лет независимости Украины он у нас не развивается. Если в других странах малый бизнес развивается, то у нас он как застрял в пределах 3-10%, то так и стоит.
Ну а что касается того, что все это подписывается за пару дней до Нового года, то что хорошего из этого может получиться? У них есть надежда, что им удастся еще раз что-то вырвать из цепких рук, как им почему-то кажется, малого и среднего бизнеса. Но это же не развитие экономики. В головах всех, кто у нас приходит к власти, работает схема «не пущать», и она не дает никакого позитивного результата. В итоге малый бизнес топчется на месте и не развивается. Средный класс, который только было поднял голову, опять смят.
Нужно понимать, что 704 гривны — это не налог, это единый социальный взнос, то есть это то, что идет в Пенсионный фонд. То есть никаких дополнительных налогов на ФЛП не было введено. Этот единый социальный взнос платился и раньше, просто сейчас он будет платиться, даже если по счетам не было никакой деятельности. Соответственно, это привело к тому, что те, кто не имели деятельности, но формально были зарегистрированы как ФЛП, они это закрывают, чтобы не терять на этом деньги. Что касается того, насколько это соответствует европейской практике, то нужно начинать с того, что в европейской практике упрощенная система налогообложения не имеет более низких ставок. В чем основная фишка украинской системы и почему у нас так активно пользуются этим? Наша система умеет упрощенную бухгалтерию, то есть людям намного легче подготовить документы и не нужно держать специального бухгалтера, который будет вести бухгалтерию.
В Европе нет специальных налоговых режимов для малого бизнеса в том числе, в котором он существует у нас для ФЛПов.
Я считаю, что такое резкое изменение, причем о котором стало известно буквально накануне его введения в действие, — это не очень верно. Даже если отталкиваться от того, что в целом такое решение позволит нам очистить реестр предпринимателей от «мертвых душ». Хотя, по моему мнению, даже в этом смысле, если у человека был зарегистрирова ФЛП и он мог его использовать раз или два раза в году для каких-то контрактов, — это было лучше, чем то, что сделали сейчас.
А тот факт, что об этом объявили фактически накануне введения в действие этого решения, — это большая ошибка.
Что касается штрафов, которые теперь грозят работодателям, выплачивающим своим работникам зарплату "в конверте", то здесь достаточно сложно делать прогнозы. Единственный способ заставить чиновника действительно выписывать штраф, а не договариваться с предпринимателем — это выплачивание чиновнику существенной части этого самого штрафа. То есть если, условно говоря, чиновник будет получать половину от каждого выписанного штрафа, то он найдет у вас тысячу проблем, за которые вам должны выписать штраф.
Если же чиновник ровным счетом ничего за это все не получает и максимум, на который он может рассчитывать, — это премия за большое количество штрафов, то, естественно, ему будет выгоднее договориться с предпринимателем.
Полностью вывести зарплаты из тени будет крайне сложно просто потому, что у нас это настолько широко распространено, что победить это даже штрафами будет крайне проблематично. Штрафы, по крайней мере в ближайшей перспективе, это точно не излечат. Драконовские штрафы не могут гарантировать того, что завтра все будут действовать по закону. Тут нужно подходить комплексно. Метод штрафов может быть компонентом, но он не должен быть основным элементом.
***
В нашей стране документы «под занавес» подписывают только в двух случаях. Во-первых, это когда о документе откровенно забыли, а сроки уже поджимают и для отчетности нужно хоть что-то подписать, прекрасно понимая, что потом придется вносить сотню правок. Но это еще не самый страшный вариант. Намного страшнее, когда документ подписывается «под занавес» исключительно для того, чтобы никто толком не успел не то что понять, но даже ознакомиться с очередным перлом, а вот когда сообразят и поймут, что что-то не так, уж увольте — сроки, когда можно было что-то сделать, истекли, и решение вступило в законную силу.