«Под общим понятием „святыня“ подразумевается все, чему в православии принято воздавать честь почитания: святые реликвии — частицы хитона Господня или Животворящего Креста; предметы, связанные с почитанием Божией Матери; святые и чудотворные иконы; мощи святых угодников; места, относящиеся к жизни и подвигам святых, их личные вещи; святые источники; обители; могилы святых людей, почитаемых Церковью... Все многоразличные предметы, имеющие отношение к святости и освященные этой принадлежностью, обладающие благодатью...», — пишет иеромонах Серафим (Параманов) в статье «О паломничестве и странничестве».
Если же святость — одно из основных свойств Творца, которое он может передавать человеку, а благодать — это нетварная божественная энергия, сила или действие, в которой Бог являет Себя человеку, может ли в таком случае быть святой неодушевленная материя? Какие еще есть определения святости и благодати? Когда отношение к святыне является христианским, а когда — оккультным и магическим? И, наконец, что в христианстве — цель, а что средство?
С этими, на первый взгляд, абстрактно-богословскими, а на самом деле более чем практическими в духовной жизни вопросами, завершая цикл материалов о православных святынях Украины, «Фраза» обратилась к главе Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви епископу Ирпенскому Клименту (Вечере).
Владыка, что в православии считается святынями, а что таковыми не является?
Понятие «святой» своими корнями уходит в Ветхий Завет, где буквально обозначало нечто выделенное из всего остального. Употребление этого слова в религиозном контексте придавало значение выделенному из повседневной рутины — выделенному специально для Бога. Так было, например, с седьмым днем недели, который, согласно четвертой заповеди, посвящался Богу, и даже с целым еврейским народом, который оттого и назывался богоизбранным.
В целом святое, святыня — это все, что исходит от Бога, освящается Его благодатным действием и служит Ему. Во времена Нового Завета, когда Бог в Лице Иисуса Христа пришел на землю, мир приобщается к Божественной святости через основанную Им Церковь. Поэтому можно говорить, что святость и святыня — это то, где живет и действует Святая Соборная и Апостольская Церковь. А все, что находится за границами Церкви, что с ней не связано по своей сути, не будучи причастным к Божеству (или, философски выражаясь, онтологически), святым не является.
Близкими по значению к понятию святыни являются такие православные категории, как святость и благодать. В чем их суть?
Для православного христианина цель жизни состоит в том, чтобы быть святым. Быть святым означает освятиться жизнью с Богом и через это стать участником Вечной Жизни.
Православное вероучение говорит, что по своей природе Бог является непостижимым для человека. Однако Он пребывает между людьми и хранит мир своим Божественным действием, которое называется благодатью. В этом смысле благодать — это Божье присутствие в мире. Благодать пребывает в Святой Церкви. Она освящает собой, то есть делает святым, каждого человека, если сам человек этому не препятствует.
Если святость и благодать — это то, чем Бог может наделять человека, могут ли быть святыми определенные вещи и предметы?
Возвращаясь к понятию святого, снова же скажу, что свято все, что исходит от Бога и служит ему. Поэтому свят и сам человек, стремящийся к накоплению, как образно говорил преподобный Серафим Саровский, Божественной благодати. Подобным образом и святой человек способствует освящению мира материального. Так, например, в Евангелии и книге Деяний святых апостолов говорится, что люди исцелялись от прикосновения к одеждам Христа и апостолов. Безусловно, исцеляли больных не сами по себе вещи, но, в первую очередь, вера и благая воля, которые становились, так сказать, проводником Божественной целительной силы.
Однако, кроме того, в Церкви есть древний обычай освящать предметы, с которыми связана повседневная жизнь человека. Не стоит забывать, что в мире действует диавол. По слову апостола Павла, он ходит, подобный льву, ищущему, кого проглотить. Поэтому верующий христианин оберегает себя и все, что его окружает от злых духов, благодатной силой, подаваемой в таинствах и церковной молитве.
Отношение к святыням встречается разное, в том числе и среди православных верующих. Когда оно является христианским по духу?
За каждым богослужением произносится такое молитвенное прошение: «... О святем храме, и с верую, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся». Думаю, это исчерпывающий перечень, характеризующий правильное христианское отношение к святыне. К ней православному христианину нужно относиться с верой в то, что через нее подается Божественная благодать. К святыне следует проявлять благоговейное отношение, помня, что она освящена самим Богом.
Когда христианское отношение к святыням превращается в языческое, оккультное и магическое?
Когда средство становится целью. Как я уже говорил, целью жизни христианина является спасение души для Жизни Вечной. Чтобы достичь Ее, стать причастником Божественной благодати, нужна Святая Церковь. В Церкви есть много средств для освящения человека: это — пост, молитва, нравственная жизнь, богослужение, святыни, иконы, нетленные мощи и много другого.
Как только хоть одно из этих перечисленных средств для достижения Жизни Вечной заслоняет собой Вечную Жизнь, так сказать, становится самоцелью, человек допускает духовную ошибку. Он ступает на ложный путь, который постепенно уводит от Бога. В этом и заключается языческое отношение к земным вещам и предметам, магическое поклонение им вместо поклонения Богу, освятившего эти предметы и через них подающего освящение самому человеку. Такое языческое отношение к христианским святыням всегда бескомпромиссно осуждалось и отвергалось Православной Церковью.