Вопреки тревожным ожиданиям, ноябрь в политическом плане прошел относительно спокойно. Все попытки раскачать ситуацию оказались слабыми и неубедительными. Улица не стала фактором украинской политики.
Впрочем, не смотря на это, в последнее время не покидает ощущение, что мы накануне больших перемен. Ведь также стало очевидно, существующая политическая модель не состоялась и вот-вот готова рухнуть, а потому давно назревшие изменения неизбежны.
Накануне годовщины Майдана в украинской политике стало слишком много симуляции: сомнительный план «шатун», непонятная история с импичментом от депутата Юрия Шухевича… Прекрасно помню, как попытки импичмента выглядели при позднем Кучме – вскоре после «кассетного скандала». Все происходило куда более убедительно: нынешний генеральный прокурор даже по две кнопки нажимал. Теперь ни власть, ни оппозиция не убедительны. А радикалы вообще деградировали до того, что, имитируя борьбу с системой, скатились до самых банальных погромов.
В свою очередь, правоохранители цинично не вмешиваются: дают радикалам выпустить пар и создать картинку для запугивания и так перепуганных обывателей.
Однако, судя по беспрецедентным мерам безопасности в центре Киева, которыми были отмечены «майданные дни», боится власть по-настоящему.
Тут следует уточнить: власть боится не столько коварных кремлевских «шатунов», сколько разочарования и гнева своих же сограждан. И, не смотря на некоторые нюансы, все-таки хорошо, когда власть боится своего народа, а не наоборот. И страхи эти довольно-таки небеспочвенные. Поскольку люди, пришедшие к власти после Майдана, очень хорошо понимают, что глубочайшее разочарование и гнев украинских граждан не сулят им ничего хорошего.
В эти дни прошло два года, как заработала Верховная Рада действующего созыва. За это время стало вполне очевидно, что народные избранники не могут не только обеспечить законодательное решение давно назревших проблем, но и просто обеспечить явку самих себя на пленарные заседания. Кстати, два года назад коалиция не дала оппозиции руководящих постов даже в парламентских комитетах. Якобы по той причине, «чтобы бывшие регионалы не мешали проводить реформы» (впрочем, большинство козырных кресел досталось отнюдь не реформаторам). Так что проблема не в чьих-то кознях и саботаже, а в некомпетентности и жлобстве. Парламентаризм в Украине деградирует – и это проблема не столько избранников, сколько избирателей. Очевидно, проблема вовсе не в обновлении депутатского корпуса, а в изменении правил, которого не произошло.
Не менее показателен пример Петра Порошенко, который в эти дни отметил экватор своего пребывания на должности президента. Он столько наобещал во время избирательной кампании, что был избран в первом же туре. Однако ни жить по-новому, ни закончить АТО, ни избавиться от Липецкой фабрики, ни даже решить вопрос о безвизовом режиме с ЕС Петр Алексеевич так и не сумел. Кстати, год назад глава государства обещал после местных выборов «решительные реформы», которых тоже никто не заметил.
В общем, прошло достаточно времени, чтобы даже самым неисправимым оптимистам и наиболее доверчивым людям стало понятно: от этой власти ждать реальных изменений к лучшему не приходится. Ни президент, ни парламент, ни созданное их общими усилиями правительство не могут демонтировать систему власти, против которой украинцы уже дважды выходили на Майдан, и порочность которой стала очевидна еще при президенте Кучме.
Собственно от активных протестов украинцев удерживает прежде всего российская агрессия, а также понимание того факта, что не только действующая власть, но и оппозиция в подавляющем своем большинстве – порождение одной и той же системы. А значит, от замены одних системных политиков на других ситуация кардинально не изменится.
И все же, существующая модель власти окончательно прогнила и неисчислимое количество раз доказала свое несоответствие стоящим перед Украиной вызовам. Система держится, как говорится, на соплях. Поэтому сейчас достаточно очень незначительного толчка, чтобы она «схлопнулась» – и началась перезагрузка. И даже если существующая власть каким-то чудом удержится (выкручиваться-то научились), то сейчас она слаба как никогда, а потому готова идти на уступки. Тем более, если требования будут обоснованными и найдут поддержку в обществе. Поэтому для тех, кто хочет изменить страну, сейчас самое время нарабатывать программу действий.
Свержение Януковича и последовавшие затем события были столь неожиданными, что в Украине не вызрела новая модель государства. В итоге, старая система устояла. Так что у тех, кто хочет изменить страну, есть возможность подготовиться к перезагрузке. А повод для нее может появиться в самое ближайшее время – так что, будьте готовы!