Беглый президент Украины Виктор Янукович заявил, что жалеет о том, что не подписал приказ об объявлении военного положения во времена Евромайдана. Как выяснили журналисты «Фразы», об этом он сказал на пресс-конференции в Ростове-на-Дону.
«Я действительно совершил ряд ошибок, я не святой. Самая главная ошибка, которую я совершил - я не смог, не нашел в то время в себе сил подписать приказ о введении войск и объявлении военного положения в Украине», — заявил Янукович, сообщает «Украинская правда».
Экс-президент также подтвердил, что просил президента РФ Владимир Путина ввести войска в Украину, и назвал такую просьбу «эмоциональной», уточняет УНИАН.
«Было эмоциональное решение каким-то образом повлиять на наступления незаконных военных формирований, на насилие на Донбассе», — сказал Янукович. При этом он считает, что такая просьба «не была реализована». По словам Януковича, он обратился к Путину из-за желания «каким-то образом защитить этих людей».
Комментируя свое бегство из Украины в 2014 году, Янукович заявил, что вывозил из страны исключительно «личные вещи», которые вез как «ручную кладь».
«Что касается каких-то сказочных денег о которых писали, на сегодняшний день ни в одном банке не найдено и цента моих денег. У меня не было, и нет никаких счетов», — сказал он.
«Я из Украины ничего не вывозил, кроме личных вещей, которые были ручной кладью», — сказал Янукович.
Отвечая на вопрос о том, поддерживает ли он «защиту» Путиным русскоязычного населения в Крыму и на Донбассе, беглый президент отметил, что его позиция в этом вопросе «не имеет никакого значения».
«Я имел разговор с Владимиром Владимировичем Путиным. Это его позиция как человека, как гражданина России и как патриота. Соглашусь я с ним или не соглашусь, не имеет никакого значения. Это достойная позиция и она заслуживает уважения. Но как я отношусь к ситуации по Крыму: хорошо или не хорошо, что Крым отделился от Украины? Нет, не хорошо. Я считаю, что это плохо», — заявил Янукович.
Отвечая на вопрос о том, есть ли на Донбассе российские военные, Янукович заявил, что в Украину с начала конфликта ехало много наемников, в том числе из Европы, на которых наткнулся он сам.
«Когда мой кортеж двигался в сторону Крыма, в районе Мелитополя была засада, и наша передовая группа их обнаружила. Они увидели людей без опознавательных знаков, услышали иностранную речь. Наверняка, это были наемники. Нам удалось уйти от этой ловушки», — сказал Янукович.
При этом он заявил, что из России в Украину ехали добровольцы, которых нельзя назвать наемниками.
«В Украину ехало много добровольцев, наемников, не только из РФ, а из Европы, Франции, Италии, Балканских стран, а и из России. Почему из России больше? Потому, что связи, которые были между соседними регионами, были достаточно продолжительны и родственны», — заявил Янукович. «Как их можно назвать наемниками? Это добровольцы», — сказал Янукович.
«Что касается российских военных. Интерес списать все на Россию — очень огромный. Одна из причин, почему Украина стала заложником такой политики, и ее территорию пытаются использовать, чтобы влиять на Россию, — осуществить давление на Россию», — заявил он.
Янукович заявил, что Майдан «создал такую атмосферу» в Крыму, что крымчане захотели присоединения к Российской Федерации.
«Но почему это произошло? Или, например, для меня это было неожиданностью? Я видел оперативную информацию, как расстреляли около 8 автобусов жителей Крыма, которые приезжали на мирные акции к Верховной Раде. Это люди, которые приезжали на мирные акции», — заявил Янукович.
По словам Януковича, «среди митингующих, которые не поддерживали Майдан, были и радикалы, они приходили и призывали: давайте будем брать биты, арматуру — и тоже будем стоять и отстаивать свою точку зрения».
«Но таких людей оказались единицы — по той информации, которая была в то время у нас, а большинство говорили: «Нет, мы не хотим драться, мы не хотим войны, и именно поэтому мы приезжаем в Киев — чтобы удержать тех людей, которые на Майдане, от радикальных действий. Ведь никто не осуждал людей, которые приходили мирно на Майдан — а осуждали радикалов», — заявил Янукович.
«Я получил информацию — она была и в фотографиях — когда расстреляли эти автобусы, потом их подожгли, потом избивали этих людей... Один из автобусов взорвался — я видел эту картинку, взорвался бензобак. И люди этим воспользовались и побежали в лес. Так эти радикалы, молодчики в масках, открыли охоту в лесу — и эти люди кто как мог, так и спасались. Большинство из них погибли», — сказал экс-президент.
Кроме того, Янукович оскорбил журналистку телеканала СТБ Алену Лунькову, которая задала вопрос о том, что о нем напишут в учебниках.
«Напишут правду. Сейчас достаточно много наговорили обо мне. Кроме моей фамилии, возможно, имени и отчества, это единственная правда. Все остальное - ложь», — ответил он.
«Вам не удастся меня унизить. Я прожил достаточно серьезную и сложную жизнь. И я ее продолжаю жить. Я буду отвечать перед своими детьми, своей семьей и украинским народом», — добавил Янукович.
В конце пресс-конференции беглый президент анонсировал еще одну пресс-конференцию 28 ноября, сразу после онлайн-допроса в суде в качестве свидетеля.
Как сообщала «Фраза», 25 ноября суд продолжил рассмотрение дела бывших беркутовцев Сергея Зинченко, Павла Аброськина, Олега Янишевского, Александра Маринченко и Сергея Тамтуры, подозреваемых в убийстве активистов на улице Институтской 20 февраля 2014 года.
Однако обвиняемые не были доставлены на заседание суда, потому что активисты движения «Правый сектор» заблокировали выезд из Лукьяновского СИЗО в Киеве, откуда должны были вывезти экс-беркутовцев в Святошинский райсуд Киева. В связи с этим было решено перенести заседание и допрос на понедельник, 28 ноября
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что МВД не будет вступать в силовой конфликт с активистами, заблокировавшими СИЗО.
Суд перенес допрос Януковича на 28 ноября.
Сразу после несостоявшегося допроса Янукович заявил, что намерен обратиться к Святошинскому районному суду Киева с просьбой приобщить к делу собранные им и его помощниками три тома о преступлениях на Майдане. При этом Янукович уточнил, что скоро будет готов четвертый том.